. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 4. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 4

     

    583.

    /Исправление чувств в отношении к Божией Матери. О сочин. Игнатия Брянчанинова. О постах. Молиться ли за самоубийц. Акафист Пресв. Троице/

    /Письма к г-же NN/

    Милость Божия буди с вами!

    Начинаю с того, что у вас в конце почти стоит, именно о неисправности ваших чувств в

     

    – 56 –




    отношении к Божией Матери. Потрудитесь привести их в напряжение. Сама же Матерь Божия и поможет в сем. Молитесь Ей и, сознаваясь пред Нею в сем, просите усилить ваше к Ней благоговеинство с упованием на Ее сильное заступление всестороннее.

    Меня давно как-то спрашивала одна красавица, "за что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех святых людей, но даже Ангелов и Архангелов?" Я ответил: за то, что ни Ангелы с Архангелами, ни Херувимы, ни Серафимы не имели такого тесного и существенного участия в устроении нашего спасения, как Она. Устроение нашего спасения именуется воплощенным домостроительством. Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение. (Просмотрите "Начертание христианского нравоучения" первую статью из основ хр. жизни). Естество сие взято из Приснодевы чрез наитие Св. Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешне, не входя внутрь существа дела воплощения; тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей. В силу сего же существенного участия в воплощении, и заступление Ее за нас сильнее всех.

    Что делаем, когда приобщаемся? Тело и кровь Христовы вкушаем. А оно во Христе откуда? Из Божией Матери. Потрудитесь, подумайте, и помолитесь. Да поможет вам сама Матерь Божия, чтобы мысль ваша и чувство вознесли Ее в вашем сознании превыше всякой другой твари!

    Теперь обращусь к прочему содержанию письма вашего. О. Иларион Оптинский правду сказал о сочинениях Пр. Игнатия, и М. Игуменья хорошо

     

    – 57 –




    делает, что помнит то и передает другим. Но с грехом у Пр. Игнатия суть только: слово о смерти и прибавления к сему слову, кои составляют предмет критического обсуждения их в моей книжке: "Душа и Ангел – не тело, а Дух". В прочих же статьях я не заметил ничего подобным образом погрешительного. У него только образ сочинения нехорош. Не знаю почему, но ни одна у него статья, по прочтении ее, не дает ясного понятия о предмете ее. Грех большой делают наши предержащие церковные власти, что оставляют распространяться мнениям неправым в печатных книгах, не предписывая вырвать их оттуда. Читающие их и учатся думать, что и души и Ангелы по существу вещественны.

    Для NN отворились ворота в монастырь? Она писала мне об этом. Мать соглашается. Да устроит ее Господь!

    У Пр. Антония – дача? Это рай, но не от дачи, а от того, что Валаам сбоку. Этому можно завидовать.

    Где же это нашли такой устав о посте. Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без отговорок.

    Молиться ли за самоубийц?! Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мысль, что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, разрешает молитву, предполагая, что разрешившие церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно.

     

    – 58 –




    Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Но тут проглядывает покушение показать, что милосерднее церкви и даже Самого Бога. Довольно ограничиться жалением о нем, предавая участь его безмерному милосердию Божию.

    Акафист Пресв. Троице весь особенным образом составлен. Была какая-то старинная книга акафистов; Пр. Иннокентий перечистил их, прояснил и пустил в оборот. Отчего не нашлись подражатели составления акафистов по тому образцу, каким составлен акафист Пресв. Троице?

    Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

    30 ноября 1893 г.

     

     

    – 59 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.08.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3301 2309 723

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .