ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 4. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 4

     

    583.

    /Исправление чувств в отношении к Божией Матери. О сочин. Игнатия Брянчанинова. О постах. Молиться ли за самоубийц. Акафист Пресв. Троице/

    /Письма к г-же NN/

    Милость Божия буди с вами!

    Начинаю с того, что у вас в конце почти стоит, именно о неисправности ваших чувств в

     

    – 56 –




    отношении к Божией Матери. Потрудитесь привести их в напряжение. Сама же Матерь Божия и поможет в сем. Молитесь Ей и, сознаваясь пред Нею в сем, просите усилить ваше к Ней благоговеинство с упованием на Ее сильное заступление всестороннее.

    Меня давно как-то спрашивала одна красавица, "за что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех святых людей, но даже Ангелов и Архангелов?" Я ответил: за то, что ни Ангелы с Архангелами, ни Херувимы, ни Серафимы не имели такого тесного и существенного участия в устроении нашего спасения, как Она. Устроение нашего спасения именуется воплощенным домостроительством. Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение. (Просмотрите "Начертание христианского нравоучения" первую статью из основ хр. жизни). Естество сие взято из Приснодевы чрез наитие Св. Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешне, не входя внутрь существа дела воплощения; тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей. В силу сего же существенного участия в воплощении, и заступление Ее за нас сильнее всех.

    Что делаем, когда приобщаемся? Тело и кровь Христовы вкушаем. А оно во Христе откуда? Из Божией Матери. Потрудитесь, подумайте, и помолитесь. Да поможет вам сама Матерь Божия, чтобы мысль ваша и чувство вознесли Ее в вашем сознании превыше всякой другой твари!

    Теперь обращусь к прочему содержанию письма вашего. О. Иларион Оптинский правду сказал о сочинениях Пр. Игнатия, и М. Игуменья хорошо

     

    – 57 –




    делает, что помнит то и передает другим. Но с грехом у Пр. Игнатия суть только: слово о смерти и прибавления к сему слову, кои составляют предмет критического обсуждения их в моей книжке: "Душа и Ангел – не тело, а Дух". В прочих же статьях я не заметил ничего подобным образом погрешительного. У него только образ сочинения нехорош. Не знаю почему, но ни одна у него статья, по прочтении ее, не дает ясного понятия о предмете ее. Грех большой делают наши предержащие церковные власти, что оставляют распространяться мнениям неправым в печатных книгах, не предписывая вырвать их оттуда. Читающие их и учатся думать, что и души и Ангелы по существу вещественны.

    Для NN отворились ворота в монастырь? Она писала мне об этом. Мать соглашается. Да устроит ее Господь!

    У Пр. Антония – дача? Это рай, но не от дачи, а от того, что Валаам сбоку. Этому можно завидовать.

    Где же это нашли такой устав о посте. Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без отговорок.

    Молиться ли за самоубийц?! Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Мысль, что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, разрешает молитву, предполагая, что разрешившие церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно.

     

    – 58 –




    Мне иногда думается, что можно молиться дома в своей частной молитве. Но тут проглядывает покушение показать, что милосерднее церкви и даже Самого Бога. Довольно ограничиться жалением о нем, предавая участь его безмерному милосердию Божию.

    Акафист Пресв. Троице весь особенным образом составлен. Была какая-то старинная книга акафистов; Пр. Иннокентий перечистил их, прояснил и пустил в оборот. Отчего не нашлись подражатели составления акафистов по тому образцу, каким составлен акафист Пресв. Троице?

    Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

    30 ноября 1893 г.

     

     

    – 59 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.08.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659