ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 4. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 4

     

    575.

    /О больном в. пр. Леонтии. О своем здоровье, несерчании и о руководстве Симеона Нов. Богосл. к провождению поста/

    /Письма к г-же NN/

    Милость Божия буди с вами!

    С великим постом поздравляю. Даруй вам Господи провести его душеспасительно, в великом терпении и самоотвержении.

     

    – 44 –




    Получил посланное вами. Благодарствую много за доброе расположение. Все изящно, но есть вещи непонятные. Первое место иконкам. Я их очень люблю. Карандаши какие представительные! Как-то они будут писать и как крепки при заострении!? Бумага для писем разлинована глазастей, чем обыкновенная. Да и все прекрасно. Теперь поясните мне эти неписанные книжки и книга – что суть и для чего назначаются? Конечно для письма чего-либо, но чего? Уж не дневник ли? Это мне нередко приходило в голову. Но какого содержания следует быть дневнику? Такого ли как отца Иоанна? Это самое лучшее. – У меня есть сему образчик, в письмах к разным лицам, в конце. – Но порождение таких мыслей прекратилось. Если не воротятся такие мысли, не придется писать такого дневника. Записывать бы текущие дела; например, болезнь владыки Леонтия и под. – Но много ли таких? Выходит, что почти нечего писать. Но пусть полежит. Положу их на глазах и они своим видом, предлагая мне вопрос о себе, доведут когда-нибудь и до решения его. Однако ж это не увольняет вас от показания, с какою мыслью они прибыли на Вышу. – Чернила и прекрасная чернильница очевидно для чего. – Писать буду писать к вам письма ими и перьями вашими, как уже и пишется сие письмо. – Но клеем что клеить? Конверты – дело обычное, но что значат листики, наколотые по краям? Это для Выши непостижимо, и я не видывал.

    Теперь о текущих делах. Авось Бог даст и поправится в. пр. Леонтий. Будем молиться! Вы спрашиваете – не остался бы так. Будет очень скорбно, но воля Божия да будет!

    Может быть все назначенное ему сделать –

     

    – 45 –




    переделано; прочее и без него переделают, ему же дан недуг в подвиг терпения для очищения и убеления души на будущий век. Спаси его Господи! Пр. Христофора назначили викарием затем, чтобы дать ему подходящее дело. Он очень хороший и ученый, что ему киснуть в монастыре? И дали работу.

    А вот вы про свою посылочку наконец говорите, я и забыл про эти строки. Письмо пришло прежде и прочитано. Рюмочка не удивила, но пояснение ваше все же идет к делу, хоть мне и не придется употреблять ее по сему ее назначению. Я принимаю гомеопатию не каплями, а крупинками прямо в рот, и запиваю, там они скорее расходятся.

    Жесткая рукавичка была непостижима, теперь постижима, но как же тереть затылок, когда на нем куча волос?

    Попробую однако ж. – Геморроидальные припадки мне иногда видятся в этом приливе к голове. Не знать откуда входит в голову, как туман расслабляющий; сначала чувствуется это в затылочном мозгу, а потом расходится и по всему телу. Третьего дня целый день валялся, но болезни при этом никакой не чувствуется, только слабость во всем организме. N.N. и отрекомендовала это обмороком.

    Что вы теперь менее волнуетесь неправдами людскими – это хороший признак. Значит вы все предаете Господу, да будет Его воля, как и прописываете. Да укрепит вас Господь в сем расположении. Опытов проявления сего чувства не занимать стать. Окружены мы противностями тревожащими и смущающими. Погружение мысли и чувства во всеправлющее благое и премудрое промышление о нас Божие, поглощает их и не дает им хода, пересекая ядовитость их действия на нас.

     

    – 46 –




    Писал я – писал, и все о том, о сем, а ведь настоящим предметом должно бы быть для меня, как воспользоваться постом на устроение души, лучшее. Пост и сам добрый учитель, но и книги не худы в сем отношении. Читайте Симеона Нового Богослова. Я перечитываю теперь, для означения опечаток, его слова в первом выпуске заключающиеся. Как тут настойчиво излагает он суть дела жизни христианской, производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя – исключительно. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения. Когда бы Господь помог хоть немножко попасть на ту колею, по которой он ведет хотящего спастися. – "Немножко" – только говорится так, а быть сему нельзя, по колее нельзя немножко ехать, но как въедешь, уже совсем въедешь. Можно только ехать тише или шибче.

    Желаю вам всего хорошего, утешительного и благоприятного!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

    11 февраля 1893 г.

     

     

    – 47 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.08.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659