ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 2. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 2

     

    361.

    /Изъяснение 1 Иоан. V, 16.17; Кол. II, 16-23; Римл. IX, 11-16. 18; XII, 20; 1 Иоан. V, 4/

    /Изъяснение Свящ. Писания в письмах/

    (1 Иоан. V, 16. 17).

    Что есть грех не к смерти?

    Отв. Грех смертный – который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу. Какие именно грехи того и другого рода точно определить едва ли можно. В жизни так надо: коль скоро

     

    – 231 –




    совесть обличает, кайся скорее и сила греха разрушительная сим пресечется. И нет греха, который бы противостоять мог действию покаяния искреннего. И тем удовольствоваться.

    Как понимать слова Апостола во 2-й гл. к Колос, ст.16-23. Не говорится ли тут против монашества?

    Отв. Нет. Это такие были еретики, которые грехом считали есть мясо, жениться и под. И у нас они есть: беcпоповцы, хлысты, скопцы, духоборцы и др.

    (Римл. IX, 11-16. 18).

    Господь говорит, что "царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е", а у Апост. Павла находим, что дело спасения совсем от нас не зависит (ст. 16) и Бог до нашего рождения определил ту, или другую участь. В каком отношении находится назначение Божие с нашей свободной волей?

    Отв. Что нудится царствие Божие – сие предполагает собственные усилия. А когда ап. Павел говорит: сие не от нас, то значит свои усилия не дают искомого. Соединить надо и то и другое: усиливаться, и всего чаять от благодати. Ни свои усилия не доводят до цели, п.ч. без благодати усилия не далеко заходят, ни благодать не дает чаемого без усилий, п.ч. благодать действует в нас и для нас чрез наши усилия. То и другое подвигает человека вперед и приводит к цели. Предопределение непостижимо. Довольно для нас веровать всем сердцем, что оно ни в каком случае не бывает противно Божией благодати и правде и не нарушает свободы человека. Обыкновенно решается так: Бог предвидит, как будет свободно действовать человек и сообразно с

     

    – 232 –




    тем определяет, так что Божие определение опирается на жизни человека, а не жизнь на определении.

    (Римл. XII, 20).

    Не будет ли жестоко благотворить врагам, зная, что этим мы собираем им на голову горящие уголья?

    Отв. Благотворим не с тою целью, чтоб уголья на голову их собирать, а по заповеди. А уж таково неизбежное последствие сего. Нельзя же во избежание такой неприятности для злотворцев нарушать заповедь Божию и за сие нарушение на свою голову уголья накладать.

    (1 Иоан. V, 4).

    Что разуметь под словом "мир," против которого следует бороться.

    Отв. Тамбовские тоже спрашивали, я накричал на них: так то вы читаете мои книжки и проч. и проч. Потом сказал им – найти в книге о трезвении и молитве выписку из св. Исаака. Тут скоро в начале сих выписок и говорится, что есть мир. Тоже и вам говорю. В числе избранных моих проповедей на Господни, Богородичные и Царские дни есть одно из слов па царские дни, в коем решается что есть мир. Говорена в С. П. Б.

     

     

    – 233 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659