ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 2. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 2

     

    354.

    /Наставление кающемуся о падении в плотской грех/

    /Письма к разным лицам/

    Милость Божия буди с вами!

    Какое великое несчастье с вами случилось! И как это враг успел омрачить сердце ваше, что оно ринулось и так стремительно в омут, из которого милость Божия исторгла вас и поставила на свет Божий! Дурно это и предурно, и главное разрушительно для нравственного строя. Сами это испытаете. Теперь этого не видно. Но мужайтесь. Милость Божия не отстранилась от вас, и дала вам желание и силу покаяться и исповедаться, в силу чего и в общение с собою приняла во святом причастии. Ощущение внутреннего спокойствия удостоверяет в сем.

    Встрепенитесь, станьте крепко, смотрите бодро и строго держитесь всего, что требуется в деле Богоугождения и спасения. И не расслабляйтесь. Враг не силен: болий есть Иже в вас…; но он лукав и лестью одолевает и берет в плен. Бдите убо и молитесь. Смотрите на внутренний строй. Ибо без должного здесь строя все спасительное, совершенное вами (исповедь и причащение), может остаться одним внешним чином примирения без внутреннего живого общения. Свидетельство о бытии внутрь должного строя представляют сокрушение сердечное и

     

    – 221 –




    решимость твердая как смерть не поблажать себе, и ревность сильная все требуемое совершать без саможаления. Плоть надо умучить голодом, малоспанием, трудом молитвенным, удалением от соблазнов и винопития. Бог примирился с вами, представьте документы мира – эту готовность все должное делать без жаления себя.

    Господь да вразумит вас и укрепит. Ваши вопросы. Внутреннее самоисправление совершается благодатью Божиею, в преданном ей сердце. Внешнее положение помогает или не помогает, но не есть ни условие неотложное, ни преграда непреодолимая. Возьмите себя в руки, и академия не помехой будет, а способствованием. Если же не возьмете себя в руки, то никакой монастырь не избавит вас. Устройте внутрь себя строгий монастырь: себе внимайте и все недоброе, возникающее внутри, мысли ли, или сочувствия и желания, подавляйте сразу без малейшей уступки, а все доброе восставляйте и поддерживайте. Это вы можете, если желаете спастись: ибо сие желание и есть прогоняние всего худого и принятие доброго.

    Вы похожи на дом, потрясенный землетрясением. Хозяин – вы, увидев это, не опустили рук, не сказали – пропадай все, а решились восстановить его. Главное сделано; теперь надо доканчивать, отделать дом свой. Академия не помешает, только сами держите ухо остро. Второй вопрос, о священстве. Древние соборные каноны не сохранившим целомудрия заперли дверь входа в священство. Но как покаяние, строго совершенное и возвращающее первую чистоту, ставит прошедших сей курс в ряд способных нести труд сего служения в совершенстве, то иерархия, принимая сие во внимание, растворяла дверь

     

    – 222 –




    входа. Так и ныне делается. Но нередко без уверенности в годности, а по предположению ее.

    Как вам быть? Вы напрасно не предложили сего вопроса старцам в Глинской пустыне. Старцы те – о. игумен и духовник, как слышу, опытны, и решили бы вам сие по Божьему. Вы на меня возлагаете решение сего. Вот вам мое решение: пока не установитесь как должно внутри и не укрепитесь, ни монашества не принимайте, ни тем паче священства. Говорите, когда будут предлагать монашество, подожду и послужу немного, а потом. Этим отдалите и священство. Теперь же возьмитесь за суровые строгости, пока выгоните все похотное. Посмотрите как моют белье, между другими приемами – жарят в печи пересыпав золою, потом на реке полощут и бьют без жалости вальками и руками выжимают.

    Все подобное вам предложить сделать с собою. В прежнее ваше восстание от сна греховного благодать ощутительно действовала в вас и не давала вам замечать трудов восстановления. Теперь будет иначе. Ваш собственный труд должен предшествовать, – без сочувствия, деспотически – и благодать проявлять будет свое действие, когда утомитесь от труда и не будете знать, что делать. Вы имеете епитимию. В точности исполняйте ее без опущения. И другое все подгоняйте к ней.

    Я не могу вам определять подробности. Одно твержу, рвение неудержимое возьмите, и пусть оно вытекает из возненавидения плотских сластей, как врагов безжалостных. Когда придет в силу сие возненавидение, тогда чуть покажется даже легкий помысл, как душа яко лев возрычит на него, и тот мгновенно убежит. Св. ап. Иаков пишет:

     

    – 223 –




    противьтесь диаволу и бежит от вас, противьтесь похотным восстаниям, и не одолеют. Эти противления и отпоры похотных восстаний будто незаметны, но они замечаются на небе, и тотчас привлекают венцы. Ни один отпор не оставляется без увенчания. Восприимите же мужество и ратуйте за себя.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Еп. Феофан.

    9 августа 1893 г.

     

     

    – 224 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659