ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 2. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 2

     

    317.

    /Об отношениях к подведомым. О терпении и несаможалении/

    /Письма благочинному монастырей/

    Милость Божия буди с вами!

    Достопочтеннейший о. М.

    Слышу, что у вас там опять неурядицы, и опять (из-за них) тягота и скорбь. Бог даст, все уладится, только не следует борзиться, а потихоньку, не следует так: сказал и чтоб было. Люди свободны, а команда не подходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и

     

    – 188 –




    совести, а успеха ожидать от Господа. Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя Господи! Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение, как смели, ведь "я" сказал. Это о том, что по должности вашей.

    Что у вас (во внутреннем человеке), и тут тоже не борзясь надо. Вы думали, что начал, и тотчас на третье небо. Надо прежде труды и поты подъять, потом уж начнут показываться плоды. Но условие не отложное, – не жалеть себя. Не жалеть себя, не значить горы на себя наваливать, а ту же обычную монастырскую жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.

    Звонят к утрени. Саможаление говорит: полежи минутку. Не слушай, – и се удар саможалению в голову. Стоя в церкви, чувствуешь позыв ноги распустить, к стенке прислониться. Откажи и стой в струнку, се еще удар. Пришло на мысль: дай выйду проветрюсь; откажи и еще удар. Пришел домой от утрени: дай лягу, – не давай. Дай книжку лежа почитаю, не давай, сядь в струнку и читай. Так все, и что ни шаг, то будет удар саможалению.

    А всякие чрезмерные подвиги не наше дело. Устав монастырский общий, если его исполнять, как следует, даст непрестанный случай к упражнению в несаможалении.

    И молитва не вдруг приходит. Надо трудиться, понуждая себя без поблажки, к вниманию и неблужданию мыслями, и придет навык трезвения.

    Благослови вас Господи! Спасайтесь!

    Ваш богомолец Е. Феофан.

    – Надо не вешать рук и головы, и не погибать колен, а бодро стоять. Не попал на дорогу.

     

    – 189 –




    Мужаться надо, попадешь. Имеем Спасителя Бога. Речет и все будет!

     

     

    – 190 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659