ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 2. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 2

     

    262.

    /Новогодние пожелания. Опасность для души от развлечений. Характеристика курсисток и меры доброго воздействия на них/

    /Письма к М. Д. и ее мужу/

    Милость Божия буди с вами!

    С Новым годом!

    Даруй вам Господи всего хорошего в это лето. Дочерей помужить и самим упрятаться от сует.

    Какая у вас разволока! Визиты, вечера, обеды, балы, театры, гулянья, и неужели это каждый день?! Если – да, то и до беды не далеко. Для вас – главная беда, не потух бы огонек, что в сердце. Ой, ой, ой! Какая беда, если потухнет. А стоите

     

    – 103 –




    на сильном ветру. Ну как потухнет! Сами вы зажигали его? Нет. И снова зажечь тоже не ваше будет дело. А Тот, Кто зажигает, не поблажлив. Проси и моли, а у Него один ответ: зажигал уже. Зачем погасил? И или совсем не зажжет, или если и зажжет, то даст знать неблагодарному гасителю. Избави вас Господи от этой беды. Сердце держите, чтоб оно было непричастно сластям века сего – чарующим и одуряющим.

    Дочерям вашим очень рад писать; но начало должны положить они. Я буду отвечать на их потребности. Пусть читают книжку ту и спрашивают по поводу ее. Или свои какие недоумения пусть представляют, только не сочиняя их, а излагая те, кои есть. Уверьте их, что я буду очень внимателен к ним, только пусть будут откровенны и искренны.

    Старшая, говорите, холодна. Это значит: Бог отогнан от сердца. Как и кем? Дурным направлением науки. Смотрите, какая программа женских курсов?! Все естествознание. А эту самую внятную книгу о Боге наши естественники всю испортили. Исходный пункт: самообразование мира. Далее, и по всем частям, все строится само собою. Так Бог изгнан из мира. Заглянул бы кто в душу, чтобы послушать слова о Боге. Но и душу выгнали слушательницы, и остались, как раки на мели. Не на чем опереться. И ходят, как в тумане, без светлых надежд, голову повеся. Полагаю, что ваша ученая в таком положении. Если б она исповедала все, и взыскала помощи, можно бы осветить все сущее, и она с радостью узрела бы Бога и осязала Его.

    Они наслушаются вздору и держатся его, а того, что могло бы вразумить не читают. У нас ведь издается ряд сочинений, истину защищающих. Кто-

     

    – 104 –




    то дал на это сумму. Протоиерей Заркевич редактирует. Надпись сборника: "Материализм, Наука, Христианство". Сборник сочинений современных писателей. Уже вышло более 20 книжек, больших и малых. Продаются преимущественно в книжном магазине товарищества "Общественная польза". В С. П. Б. Большая Подъяческая д. № 39. Так вот. Выпишите и засадите дочерей читать и перечитывать. Или сами с ними читайте. Вам должно быть с руки – мудрость естествознательная. Жаль очень, что из этих полезных книг не изгоняется немецкая туманность.

    Вы правду говорите, что не следует докучать религией. Но и совсем оставлять дела не следует. Под праздник, или воскресенье, отчего не потолковать о том, о сем? В праздник же, или воскресенье, отчего не сводить всех в церковь? Тут и связание делами непозволительно. Можно иногда книжку какую хорошую вместе прочитать. Поищите книжку: "лекции протоиерея Голубинского по умозрительному богословию". Прочитайте сначала сами и войдите хорошенько в дух. Потом и с дочерьми... Их заохотить надо.

    Сие единое спешу вам сообщить в пособие для действования на девиц; но и сам готов тотчас же браться за перо, как только они заведут речь по потребностям своей души.

    Еще одно словечко. Хорош приказчик Божий! Если б у вас был приказчик, и вы дали ему деньги, с наказом: смотри, употребляй на одно доброе. А он бы стал каждый день жечь по 50 р. на свече, и у вас на глазах. Погладили бы вы его по головке? Точь в точь, в таком положении вы, в отношении к Богу.

     

    – 105 –




    От души желаю, чтоб вы поскорее выбрались из этого омута.

    За решение послать А. благодарствую. Супруге зашей Божие благословение и дочерям и сыну.

    Благослови Господи всех вас. Всех вам благ от Господа желаю.

    Ваш богомолец Е. Феофан.

     

     

     

    – 106 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659