ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    203.

    /Главнее всего – блюдение сердца во внимании к Богу. Муки влюбленного Льва и холодная для него водица/

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    Премного согрешил я пред вами: прошу извинить и простить. Как прекрасно идет у вас дело жизни! Да благословит и укрепит вас Господь! О большем не хлопочите, – и этого достаточно. И к делу спасения нужны не дела главное, а расположения сердечные. Когда сердце наполняют добрые расположения, тогда и без дел стоит богоугодная деятельность. Блюдите сердце и не давайте проникать туда ничему нечистому, ничему неправому, ничему нелюбовному. В ином храме, куда ни глянь, свечи горят: так когда сердце питает добрые расположения, оно полно бывает ярко горящих свечей, и с неба видных, и привлекающих Божеское благоволение. Правило маленькими молитовками молиться затем придумано, чтобы приучить внимание стоять на едином, или быть в памяти Божией, или ходить в

     

    – 258 –




    присутствии Божием. Прямо с просонку надо постараться стать пред Богом, повторение кратких молитовок углубит сие состояние и укрепит. Вот главное. Когда внимание в Боге, тогда неизбежно и все дела пойдут по Божьему. С вниманием к Богу в тесной связи страх Божий, который есть источник всего хорошего и отгнатель всего нехорошего. Укрепившись, он образует благоговейный нрав. Берегите сей нрав и все добре будет идти. – Когда это даст Бог, – а даст, когда усердно взыщете, – тогда не будете жаловаться, что иной стишок недоговорен, или поклон не положен, ибо тогда будете иметь то, что ищется трудами молитвенными.

    Лев *) влюбился; любовь оказалась безнадежною; и он мучится. – Ну уж – Лев!! да еще не простой лев, а офицерский?! Другим командует – на пра-во! – а сам налево тянется. Себе бы скомандовал: на пра-во... и марш-марш... Какой в этом толк? Если бы была надежда, можно бы разумно подождать; а то ждать того, чего не дождешь... и несомненно не дождешь, толку нет! Это не любовь, а болезнь сердца – злая, к которой подседает враг и раздувает. Страсть ослепляет, а враг туману подпускает. И мучится человек, – и то диво, что ему хочется мучиться, и не хочется отстать от мучения. – И это – бестолковщина. – Но как же быть? Никак. Скомандовать себе... не пискни, голову разможжу... и затем перестать думать об оной, – забросить подальше все напоминающее, – поискать пятен на сем солнце, – и на них больше смотреть. Это довольно холодная водица на прохлаждение сердца, – особенно если безнадежность от нее зависит. Пройдет;

    _______

    *) Сын мой – офицер.

     

    – 259 –




    будет налетать, но не жгуче... Мне не было еще 20 лет, когда я это переиспытал. – Но скомандовал, и пошло на поворот. Были припадки, но перетерпелись: ибо имелась в виду другая цель. Хорошо бы дело иметь на руках. Если нет его, – изобресть. – Камни ворочать в горе.

    Благослови вас Господи и всех, – и все дела ваши!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    20 июля 1892 года.

     

     

     

    __________

     

     

     

     

    – 260 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659