ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    202.

    /Об участи погибших на Русалке. Наше братанье с французами. Опасение нищеты в будущем/

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    Поразила вас участь Русалки, и бывших на ней. Кого же она не поразила?! Все поражены, – и больше всех Государь. Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских?! Кажется имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерять сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих? Богом определенных, и Богом награждаемых? Да! Морское воинствование неодинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается его надо поставить немного впереди и выше. Теперь судите – люди исполнявшие свой долг внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно без укора, и при том как исполнителей своего долга. Говорит Господь: в чем застану, в том и сужду. Так и их судить будет, – т. е., как исполнителей своего долга. – Исполнителям же долга предлежит добрый приговор. Теперь поставьте сие решение с тем вопросом. Зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор, и соответственную тому участь. Не видите ли, что отшедшие от нас на Русалке бывшие… ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существования? – И утешьтесь!

    Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка, или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики. Хоть она

     

    – 256 –




    была непродолжительна, но меры ей определить нельзя... За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга.

    Так терпели и все мученики... и следовательно скончавшиеся по причине крушения "Русалки" – должны быть причисляемы к сонму мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник со креста прямо в рай поступил, так и они. – Я желал бы, чтоб все матери и отцы, братья и сестры, – и жены – умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их, и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми. – Да упокоит Господь души их в царствии небесном!!!

    – Второй у вас пункт... спасенье как бы нам не досталось от Божией правды за братание наше с французами... в Тулоне, Париже... и по всей Франции. Если бы братание это касалось дела веры и спасенья, то можно бы опасаться сего... а как сей стороны не имеется при сем в виду, то опасение ваше напрасно... Братаемся, чтобы обезопасить себя от разорения враждебными нам нациями, и тем успособить содевание своего спасения – среди мирного существования. – Опасение заразиться.. недобрыми сторонами французов, тоже не уместно... Моряков наших там пылинка. Если бы и случалось им всем заразиться, это не может быть опасным для народа нашего всего... Да и некогда заражаться?! Семь-восемь дней!!!

    Зараза может идти и идет другим путем... О пресечении хода ее молиться надо... усердно! – А охать и ахать – какой плод!

    От сих событий переходите к себе и мрачную

     

    – 257 –




    строите картину своего будущего. Но почему же мрачную? Хлеб есть пока... и слава Богу! А что впереди... наш вот ответ: Бог даст день, даст и пищу. Уповайте... и молча свое дело делайте. Вам нельзя не тревожиться при вопросе: что завтра? Но и успокоить вам себя ничем другим нельзя, как: буди воля Божия. – Апостол говорит: вем алкати, вем и насыщатися... Да будет так, как Господу изводится... Доволь, или скудость пошлет Бог, – все несомненно будет в видах нашего спасения, а чтоб было так, сие от нашего приема всего встречаемого нами. Благослови вас Господи всех!

    Е. Феофан.

    1 ноября 1893 года.

     

     

    – 258 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659