НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    200.

    /Разные краткие отзывы и наставления. Крепкое упование, подобающее кающимся, месть врага кающимся/

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    Виноват! Прошу извинить и простить. Все собирался писать, – и не собрался до второго вашего письма. Благодарствую, что, несмотря на мою неисправность, написали...

    Поздравляю вас с торжеством победы над неблаговолившими к проявлениям внимания Божией Матери к задонцам чрез икону ея Владимирскую. И владыка ваш хорошо сделал, назначив расследование, которое, – слава Богу! – привело к желанному концу.

    Теперь торжествуйте опять с задонцами. Покров Божией Матери да установится над вами навсегда!

    Что выгнали N, приятно слышать. Еретичка?!! Куда ей быть еретичкою. Она просто пустомеля, и на кого влияние имела, те ротозеи. Что вам пришлось по этому поводу потщеславиться и пофонфаронить,

     

    – 251 –




    конечно, неодобрительно, но хорошо, что увидели то, осудили и каетесь. Видит сие Господь и прощает.

    Что попали в бесчувствие и охлаждение, – это прямое следствие самовозношения и самодовольства. Следствие сие есть как наказание, как у пьяного головная боль по утру. Теперь поправляетесь. Дай Господи поправиться. – И сделать по пословице: Кнут не мука, а вперед наука.

    Поговеть верно поговели (ваше письмо получено 30 июня).

    Да будет сие во благо вам!

    Во время разъездов следует вам из своих дел благочестия делать все возможное, без поблажки себе, и хоть жалеть, но не смущаться, когда исполнить всего не найдете возможности. Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иное исполнять, или заменять Иисусовою молитвою.

    О нравственно-религиозном деле в семействе N. очень жалею, и вместе с вами готов кричать: o tempora! o mores!

    Гибнет Русь православная! Враг нашел вход в стадо наше, и все пошло к верху дном.

    Относительно вашего сына Рафаила – нечего более сделать, кроме того, что сделали, потолковали ему и добре, приложите теперь молитву. Кроме отца и матери кто усерднее может помолиться о детях. И постарайтесь делом поиметь сие преимущество пред другими.

    Хорошо, что и за собою смотрите... и встречая неладности, скорбите о том и ревность имеете устранить то. Что больше и сказать об этом? – Ищете и ищите; ибо ища усердно, непременно и обрящете. Не оставляйте себя никогда на произвол течения дел,

     

    – 252 –




    на авось! Нет! Добре смотрите за собою, и дйствуйте на себя по усмотренному в себе; доброе утверждайте, недоброе подавляйте и искореняйте. Имеем Спасителя, у Которого только и попечения, что о спасении нашем. Взывайте... услышит! И скажет: кошу, очистися.

    – Из сравнений вы не на ту смоковницу похожи, как и все мы, которая проклята, а на ту, которая еще на год оставлена. Это воодушевительно, ибо дается достаточное время к поправлению дела. И воспользуйтесь тем.

    Вашему приятелю N... доложите, что пока есть дыхание в ноздрях, упование спасения имеет место, и может увенчаться успехом. Стоит только придти к Спасителю. А Он грядущего к Нему никогда не ижденет. Сколько бы ни было грехов и как бы велики они ни были, все простит Господь кающемуся и искренно положившему не поблажать более себе, а напротив стоять добре, хоть бы из-за того угрожала смерть. Если не достает такого упования на Спасителя, молиться надо Ему же, – и подаст.

    Как другие на Него... смотрят, нечего на то обращать внимания, хоть бы то и действительно было, а не мечтательно. Пусть ведает, что кто искренно раскаялся, и разрешение получил от Господа чрез духовного отца в таинстве, и затем самым делом вступил на добрый путь и идет им, на того Господь благоволительно взирает, не поминая его прежнего нечествования. – Почему и ему самому, как бы ни был он грешен прежде, можно с дерзновением взирать в очи Божии и утешаться Его благоволением, не по продерзости какой, а по обетованию Спасителя. Пусть св. Павлу подражает, который говорит: вскую совесть моя судится от иныя

     

    – 253 –




    совести (1 Кор. 10, 29)? И в другом месте: – похваление наше сие есть – свидетельство совести нашей, яко в простоте и чистоте... жихом в мире (2 Кор. 1, 12). Коль скоро имеется такое свидетельство пред лицем Бога... да пребывает друг ваш без всякого смущения.

    Что касается до того, что ему мерещится, то, как он равнодушен сему, пусть и пребудет таким... Но пусть помолится и Господь избавит его от такого мерещения..... Ибо бывает, что и враг такие вещи строит... чтоб лишить покоя... того, кто отвратился от него и не служит более ему... Отмщает враг.

    О переходе вашем в Воронеж.. решайте сами, как знаете. Мне думается, впрочем, что решиться на это следует, когда отворится дверь для выхода из одного места, и для поступления в другое. А сообща действовать и складчину заводить не следует. Действуйте всякий сам по себе... И Бог да благословит и дружбу вашу, независимую ни от чего стороннего... и дела каждого из вас, как Его святой воле угодно. Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Е. Феофан. Посылаю книжки и образочки.

    2 июля 93 г.,

    5     –     93 г.

     

     

    – 254 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659