ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    197.

    /После наставления о бесчувствии и житейских нуждах даются ответы на вопросы: о вхождении в алтарь мирянина и проч./

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    В начале письма своего вы поминаете о бесчувствии с пресечением духовных обычных занятий – и выставляете причину того. Причина эта настоящая, и как она в руках ваших, то можно вам посоветовать – вперед не давать выступать ей на сцену и строить свои разрушительные батареи. Привыкнете к строгой степенности в речах и движениях. Страх Божий от памятования о Боге научит.

    Три пунктика *), которые я вам указал, к сему же ведут. – Но вы, помянув о них, и сознав важность их, и положив постараться водрузить их в сердце, тотчас же и руки опускаете, считая невозможным успеть в этом, по причине тяготы житейских забот, вызываемых нуждами не легкими. – Нужды и заботы действительно разорительны для духовного строя; но сию разрушительную их силу можно подсечь преданием себя в волю Божию. Это не то значит, что, сложив руки, сиди и жди, что Бог даст, но – придумывай способы и употребляй их в дело, успех же всего предоставь Божию устроению, не предрешая и не строя воздушных замков, и стоя в готовности принять благодушно, что Богу угодно будет послать. Попечение иметь должно, а кручиниться и томить сердце до раздирания его –

    _______

    *) Три пункта: а) безжалостность к себе; б) стояние пред Богом вниманием; в) память о смерти.

     

    – 244 –




    грех: ибо тут нет веры и упования, и покорности Богу. – Затем вы заботу о водружении в сердце трех сказанных пунктиков всю возлагаете на меня. – Я всегда поминаю вас в молитвах, но моя молитва только пособие, а не главная производительная причина. Сия в ваших руках. Я предложил вам иметь какое-либо дело духовное тяжеловатое и всегда его делать. – Оно прогонять может всякую леность, энергию поддерживать и бодрость духа. – Вы опять на попятную; но, слава Богу, Ангел Хранитель еще прежде навел вас на такое дело. Оно совершенно соответствует тому, что я имел в мысли. Извольте так справлять свое молитвенное правило утром и вечером. Но не теряйте благодушия и не допускайте разленения, а напротив веру держите, что от такого труда изойдет благотворное действие на ваш духовный строй. Враг начнет нападать, чтобы пресечь труд сей. Стойте! И не движьтесь.

    Следуют ваши вопросы…

    1) Позволительно ли входить в алтарь мирянину… просфоры подавать на проскомидию и самому прочитывать поминание свое.

    В старинных наших церквах – жертвенник, на коем совершалась проскомидия, устроялся особо от алтаря, с левого бока его, и с особою дверью из настоящей. В эту дверь входили и выходили миряне с просфорами и поминаньями так:

    Потом для удобства перестали делать эту перегородку... обычай же самим мирянам приходить на проскомидию остался. – Потому полагаю, что так делать можно. За порядком же смотрят служащие. Во время же священнодействия – стоять в алтаре не надо

     

    – 245 –




    мирянам.

    2) Идти в рядах с священными лицами при перенесении св. мощей, и обхода с ними церкви – не следует. Да это и не делается, разве по нужде какой. Но идут с боку...

    3) Поднос просфоры и благословенного хлеба в церкви при всех конфузит. Для кого это делается, пусть смиряется в себе, а отклонять не удобно. Надо бы общий запрет сделать, а пока терпеть.

    4) Еретик или еретичка в монастыре – с такими деяниями, какие вы указали, – невозможны. Если есть, вы сделали свое дело, известив преосвященного, – и оставайтесь покойны.

    Ваши адвокатские дела...

    1) Развод второй. Если причина не в жене, а в муже, то, думаю, можно похлопотать, а если в ней, и она хлопочет только склонить мужа принять на себя вину, лучше не касаться сего. – Да я не знаю, как духовное начальство должно отнестись к такому случаю? Если душа претит, то можно отказаться от хлопот, – если и не виновата жена. – Но как же ей быть?

    В отношении житейского вашего положения ничего не имею сказать... кроме – возверзите на Господа печаль вашу. Но вы уже стоите в сем уповании твердо... и стойте. А пока придет помощь, – сократите расходы do minimum-а и терпите. Господь да призрит на вас Своею милостию.

    Благослови Господи вас и все семейство ваше.

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    4 ноября 92 г.,

    8     –     92 г.

     

    – 246 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659