ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    196.

    /Духовные возбудители/

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    Долго не отвечал вам. – Виноват; прошу простить. Тогда, когда писали письмо, было у вас все хорошо... и вы были в радостном настроении под влиянием совершенного вами хождения пешком в Воронеж, на богомолье. – Видите, что творит твердая решительность... самоотверженная?.. Труд не в труд. А в конце необычно утешительное состояние сердца. В основе лежала безжалостность к себе. Извольте возлюбить ее… и не отпускайте от себя… Безжалостность устрояет внутренний крест, а он

     

    – 241 –




    дает сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаст и благом духовным, утешением и крепостью бодрой, готовой на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию вялости духа, сухости и безжизненности... Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно чрез телесное какое услаждение...

    Кроме этой безжалостности к себе, возбудителями духовными, самыми сильными бывают – стояние вниманием в присутствии Божием и непрестанное чаяние – вот – вот смерть.

    Если б дал Бог сии три пунктика водрузить в сердце, тогда вам не было бы нужды ни в каких уроках и напоминаниях со вне. Найдите также какое либо дело из ряда подвижнических, которое было бы однако ж тяжеловато и соединено с затруднениями в исполнении, и наложите его на себя как закон неотложный, хоть умри, а исполни. Как это было бы благотворно для возбодрения духа?! Вы писали: "час-другой простоишь на молитве, а в душе все безжизненно". – От чего так? Я думаю, от того, что внимание ваше обращено в эту пору только на то, чтоб простоять, – и перечитать, и переговорить положенное. Это внимание надо иметь, но не впереди его держать, а на 3 и 5 месте. Напереди надо ставить чувство грешности. За тем – вот-вот смерть, суд и осуждение. – Куда укрыться? Некуда, в лоно лишь милосердия: Боже милостив буди... Под сень креста, раздери Господи на нем рукописание грех моих. Пред молитвою – всякий раз если проводить сии чувства по сердцу, то оно вялым оставаться не может. – Один старец говаривал, что самое пригодное место для молитвы – стояние вниманием на суде Божием, в ожидании, что

     

    – 242 –




    вот-вот услышится решение! Молимся без подобной приготовки – и молитва бывает ни куда негожею. Еще от того она такова, что припоминая, как была у нас хороша молитва, несколько прежде, и думаем, что и теперь она будет такою же – стоит только стать, и все пойдет добре, а оно нейдет. Сейчас надо дело направить. Это пустяки, когда говорят, что поправить не можем, не беремся и не поправляется. Господь близ! А Он никогда не оставляет, кто искренно ищет Его.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    7 октября 1892 г.

    _______

     

    Сколь ценили почившего Святителя лица, состоявшие с ним в переписке, видно из следующих слов одного из них:

    Честь имею уведомить Редакцию, что на этих днях пришлю копии с последних писем почившего Святителя, чего одновременно с сим не в состоянии был сделать, так как все копии списываю собственноручно, делая сие по чувству благоговения и глубокого уважения к памяти почившего Святителя, который с кончиною своею унес с собою в могилу все, что было самого драгоценного в моей жизни: наставника, руководителя, печальника и молитвенника, вся забота которого при жизни состояла в том, чтобы вырывать из когтей велиара погибающие души и вместе с Ангелами радоваться о каждом кающемся грешнике. Хотя трудно примириться с тою мыслью, что Святитель покинул нас навеки, но утешение имеем в том сознании что как здесь

     

    – 243 –




    на земле он любил своих ближних, так же точно и там, в горних обителях, предстоя престолу Всевышнего, возносит свои горячие молитвы за всех скорбных, убогих и несчастных. Митрофан Корякин.

    Г. Задонск

    Июня 9 дня 94 г.

     

     

    – 244 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659