ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    188.

    /О своем руководстве, об отношении к молоканам, благодати и молитве Иисусовой/

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    Книги послал вам, а письма написать не успел. – Сажусь писать и скажу, что потребуется по течению вашего письма.

    _______

    *) Лев – старший сын мой, воспитывался в то время в Воронежском Михайловском кадетском корпусе и держал выпускной экзамен, который и сдал благополучно. После окончил курс в Павловском военном училище, а в настоящее время служит офицером в Варшаве.

     

    – 221 –




    Вашим руководителем и наставником и пастырем перестаньте меня называть. Ни для кого не берусь быть таким лицом; а когда спрашиваешь кто, сказываю, что представляется мне подходящим.

    Ваш замысел сделать что-то по случаю посылки книг не пригоден. Книг своих я не издаю и не продаю; а издатели присылаюсь мне издаваемых книг некое количество, для раздачи. Я и раздаю кому считаю нужным. – Если будете исполнять, что признаете подходящим вам, – и потом положите поклон о многогрешном писателе; вот и все, что можно вам сделать.

    Прочитали путь ко спасению? – Добре. И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки академии студентам С.-Петербургской. Конспект пересмотрен с о. архимандритом Игнатием – после бывшим архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46-7 годах.

    "Без руководителя нельзя" написали вы. – Руководитель – столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому, – и тоже смотреть и под ноги и по сторонам. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал руководителя и не нашел. Но жил в двоем-троем, – и взаимным советом руководились. Меня прошу исключить из гожих руководителей. И сами смотрите, как быть, с молитвою и отеческими уроками.

    Случаи взрыва вашей самости не важны сами по себе; но важен дух, с которым сделано вами то, что сделано. Его уже вы сами осудили. И следует так. Более других укорен поступок ваш с молоканом. – Общение, которого вы боитесь, не житейское разумеется и не доброжелательное, а

     

    – 222 –




    религиозное: не общиться в вере и таинствах, и молитвах. Зачем он приходил к вам, вы должны были помочь ему.

    В других двух случаях вы могли и серьезное внушение сделать, – и не пылить. Много извиняет то, что русскому как резонно ни толкуй, не послушает, а пригрози и приколоти, послушает. Но это идет скорее к властным лицам, а не к частным. – Мне думается, что вы хорошо сделаете, если встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можете сказать: "я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш: вы дурно сделали". Работнице говорите: "как только замечу, что ты прибила дочь, так сгоню тебя. Твой грех равен смертоубийству". Не найдется ли для девочки какой работы у вас в комнатах – подмести комнату, подтереть что, воды принести и подобные мелочи по дому. Она и была бы у вас под крылом. – Эпитимия... Когда при исправлении молитвы Иисусовой приходит желание своим словом помолиться, припомните при сем и об этих подвигах и с сокрушением помолитесь, положив при сем поклона три. Так несколько дней, – с десяток. Но было бы крепче, если бы вы исповедались духовному отцу, и он вам что-нибудь назначил бы. Окажите – какую-либо ласку и молоканину, и перестаньте чуждаться молокан. Искать их дружества нечего, а когда случится быть вместе, не следует хмуриться на них. Иначе действовать на них – есть – себя в грязь лицом бросать.

    Слово к Ангелу-Хранителю: радуйся яко... общитися возбраняеши, – разумеется – в таинствах и веровании и в молитвах. Св. Павел не возбранял

     

    – 223 –




    верным ходить на обеды к язычникам, и все предлагаемое есть, даже идоложертвенное, заповедав воздерживаться от сего последнего, только когда скажут: это идоложертвенное. – А молокане далеко отстоят от язычников в деле веры. – Ваше отвращение к ним не хорошо. – Их жалеть надо и молиться об них, и при случае в обычный разговор вбрасывать какое слово или фразу – для вразумления. – Забыл я приложить вам книжки во вразумление молокан. После пришлю.

    Принимать квартирантов безбрачно сожительствующих нет греха. Но коль скоро от этого зарождается соблазн какой в своей семье, то надо как-нибудь освободиться от них. – Иные такие бывают очень добры и благочестивы. Жаль таких: ишь пошли у нас разные учения противобрачные и сбивают с толку. Блудничают и ухом не ведут.

    "Надо тещи добре... без благодати это невозможно... благодать же избранных доля". Тут кривотолк. – Благодатью никто не заделяется; она дается всем грядущим к Господу; и Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти, а не праведных. Благодать всем обща, только бери... и всем открыт доступ к ней, – и все могут спасены быть, если захотят. Вина неспасения не на благодати, – а на нехотении нашем.

    Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов, и это будет молитва.

    Полное наставление о молитве вообще, и об Иисусовой молитве, – найдете в книге "Невидимая брань".

     

    – 224 –




    Там и прочитайте. – То что, восприяв под действием молитвы Иисусовой молитвенный дух, вы начинаете молиться своим словом по насущным потребностям сокрушенного сердца, очень хорошо и для созидания духовного очень плодотворно. Извольте доводить себя до сего всякий раз, однако ж не напрягайтесь сочинять при сем молитву, а пусть сама изольется из сердца. Сие последнее есть наилучший путь к непрестанной молитве.

    Благослови вас Господи, и всю семью вашу. Спасайтесь. Ваш доброхот Е. Феофан.

    16 июня 1888 года.

     

     

    – 225 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659