ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    187.

    /О бесчувствии, богомысленном созерцании, молитве, чтении, пище и проч./

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    Берусь ответить вам на ваше многосодержательное письмо. – Очень рад, что вы практикуете уже прописанное вам. Дай вам Бог не отступать и не возвращаться вспять. Взяли иго, – тяните, воодушевляясь верною надеждою. Впереди царствие; дверь в Царствие чистота; все прописанные труды и дела суть средства к очищению сердца. И выходит, что ближайшая наша цель – очищение сердца, а за ним –

     

    – 215 –




    Царствие Божие: ибо туда не войдет ничто нечистое. Сие непременно надо содержать в мысли, чтоб не губить трудов своих, примешивая к ним что-либо нечистое. Например – поститься и серчать, молиться и высокоумствовать; делать добро, чтобы выказать гуманность и подобное.

    Поднимаете труды – "не всегда по влечению, а больше но принуждению". Таков уж закон – противиться себе в худом и нудить себя на добро. Сие и означают слова Господа, что царствие Божие нудится и нуждницы восхищают его. От этого и следование за Господом есть иго. Когда бы все делалось по влечению, какое бы было в сем иго? – В конце впрочем приходит, что все делается охотно и легко.

    "Нападает тупое бесчувствие, – бываешь как автомат, – ни мысли, ни чувства".

    Такие состояния бывают, иногда как наказание за поползновение на что либо недоброе мыслью и сочувствием; а иногда как обучение, – преимущественно, как научение смирению, чтобы человек навык ничего не ожидать от своих сил, а все от одного Бога. Несколько таких опытов подсекают доверие себе, избавление же от тяготы указывает, откуда помощь, и на кого надо во всем полагаться. Состояние это тяжело, но надо переносить его с мыслью, что лучшего не стоим, что оно заслужено. Средств против него нет; минование его – в воле Божией. Надо однако ж стоять и вопиять ко Господу: буди воля Твоя! Помилуй! Облегчи! Но никак не поддаваться каким либо послаблениям: ибо это разорительно и пагубно. – Вы добре делаете, что скорбите о сем и всячески напрягаетесь освободиться от него. – Но гадание ваше, будто таково будет вечное

     

    – 216 –




    мучение, неверно. – Вечные, – как блаженство, так и мучение – невообразимы и ни с чем, бывающим в сей жизни, сравнивать их нельзя. То и другое – там безмерно выше здешнего всего. – У св. Отцов такие состояния называются охлаждением, сухостью; и все считают их неизбежными в жизни по Богу: ибо без них скоро зазнаемся.

    Пример богомысленного упражнения *), вами представленный, есть настоящее дело. Так пройдите все истины св. веры нашей, – и покрепче утвердите их в мысли и чувствах. Но это есть только первоначальное подготовительное занятие. Настоящее употребление в жизни богомыслия есть представление какой либо истины веры с соответственными чувствами и намерениями, без движения рассуждения, как уже конченного однажды. – У св. Отцов оно называется созерцанием, – что есть зрение умом истины с чувствами. Потрудитесь все истины пересмотреть, как пересмотрели одну. И каждую пересмотренную потом почаще созерцайте, чтоб не забылась. – Когда пересмотрите все истины, тогда вам останется только созерцать их. – Употребление созерцания таково: утром, тотчас по восстановлении полного сознания, после сна, делайте общий их обзор, начиная предвечным бытием Бога триипостаснаго и кончая страшным судом и вечною всех участию, не быстро и не длительно, но со вниманием. Можно это сделать по символу веры. Вся совокупность сих истин есть строй мысленного, духовного, божественного мира. Пересмотром их сознание вставляется в строй их и входит в духовный мир. Это в соответствие

    _______

    *) Мною было представлено почившему Святителю рассуждение о влеблагости и милосердиии Бога.

     

    – 217 –




    тому, как, проснувшись, входим мы в строй внешнего, окружающего нас мира, и сознательно держим себя в нем: солнце и небо над нами, стихии, и все твари наземные вокруг, равно как семья, соседи, государство, со всем бывающим в них. Последнее невольно само собою совершается, а над первым надо потрудиться, хоть это не слишком трудно. Сии два мира – созерцаемый мысленно и видимый вне, – сознавая, – в мысленном обретайте руководственные указания, как следует вращаться в видимом. – Это общее правило созерцания! Частные: кончив мысленный обзор, утром, надо остановиться на том предмете, который больше повлиял на чувство, и им оживлять дух молитвенный. Когда же этого нет, тогда оживлением духа молитвенного да будет общее благоговейное чувство ко всему строю духовного Божественного мира. – Потрудитесь ни одного утра не оставлять без освежения своего внутреннего таким созерцанием богомысленным, как имеете обычай освежать свои покои впусканием свежего утреннего воздуха; и потом весь день бывать в чувстве, что, кроме видимого, вас осеняет и окружает и невидимое, не без влияния.

    Молитвенные у вас порядки хороши. Дай Бог держать вам их терпеливо и плодоносно. И что дети тут же, я полагаю, очень хорошо. И не думаю, чтобы это их тяготило; напротив обще допускаю, что детям приятно участвовать в общей молитве. Приходит мне на мысль сказать, что хорошо бы и на ночь держать общую молитву, назначив для сего такой час, который был бы раньше всякого, в который отходит кто либо из семьи ко сну. Однако ж делайте, как удобней.

    Молитв готовых у нас много. Они не сочинены,

     

    – 218 –




    а изливались из сердца Святых, под действием какого либо созерцания, или события и случая в жизни. Читающий их со вниманием входит в те же чувства, какие дышат в них, и тем оживляет и созидает в себе молитвенный дух. Чтоб это удобнее совершалось, хорошо молитвы избираемые наперед обдумывать с восприятием и чувств, сокрытых в них. Еще лучше заучивать молитвы, чтобы не иметь нужды в молитвеннике, а всегда носить его в душе, готовым раскрыться, как только потреба. Но, навыкая молиться по готовым молитвам, надо начинать понемногу молиться и своим словом, по своим потребностям – душевным или внешним. Потребности духовные, как только пробудятся, тотчас устремляют к Богу. Позыв – обратиться к Богу бывает иногда без определенной потребности, а по одной жажде Бога. В какой бы мере и в каком бы виде ни проявлялся сей позыв, никогда не надо оставлять его неудовлетворенным, но тотчас обращаться к молитве, и молиться в том положении, в каком застал позыв: если за делом, – за ним и молиться, если за чтением, – посреди его и молиться, если во время ходьбы, ходя и молиться. Но конечно лучше и плодотворнее стать в молитвенное место и принять молитвенное положение, если можно. – Чем усерднее будут исполняемы сии обращения к Богу, тем чаще они будут появляться и больше длиться, и глубже укорениться. Не забудьте сего пунктика. Прием сей есть самый лучший для усовершенствования молитвы. Молитва же есть главное в деле нашем. Не жалейте труда преимущественно на это. Если во время молитвословия породится сей позыв, прекращайте чтение молитвы и молитесь по сему позыву, с словом

     

    – 219 –




    своим, или без слова. Бог увидит, как усердно вы желаете и ищете молитвы, – и подаст вам молитву, которая не будет пресекаться. Благослови вас Господи на дело сие!

    Относительно чтения. – Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это тоже, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок. – Книг нет. Я вам пришлю. У меня есть несколько для раздачи. – Св. Тихона читаете? Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами.

    "Ревность то приходит, то отходит". Это со всеми бывает. При оскудении ее, беречь намерение и решение – служить Господу, пребывая в благочестных порядках без уступки, без разленения, без поблажки плоти. И пройдет. – Богомыслие действенно восставляет ревность, – особенно память о смерти и суде... вот, вот смерть. Как только эта мысль полностью падет на сердце, сердце не может не встрепенуться.

    О пище... Положите законом – выходить из-за стола немного голодным. Злая раба – плоть будет чувствовать, что над нею есть властная рука... И что винопитие пресечено, прекрасно. Это самое лучшее пособие к тому, чтобы было тело всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело!

    Вы думаете, для уничтожения зла, причиненного 47-летнею разгульностью, надо столько же потрудиться в добрых порядках жизни. Нет: это совсем не так. Вычищается все запачканное – отвращением от

     

    – 220 –




    него и безжалостным к себе противодействием ему, с верою, упованием и любовью к Господу. Бывают сии расположения в такой силе, что в одно мгновение все вычищают. Так было с разбойником на кресте. Днесь со Мною будеши в раю, обетовал ему Господь. А в рай не войдет ничто не чистое. – Для иных впрочем очищение сие тянется долго, – более всего от поблажки себе и уступок своим желаниям.

    Великая для вас милость, что вы довольны супругою и детьми. Да пребудут они такими навсегда неизменно. – Что прочее желается по семейному быту вашему, предайте то в волю Божию, молясь усердно, но изъявляя всякую готовность принять все, что благоволит Бог послать, хотя бы то было и не гладко.

    Я ничего не могу сказать об искомом вами. Сами смотрите, к чему гожи. Но на чувство смотреть нечего. Главное – долг. – Долг внешний – исправная служба. Но всякую службу можно превратить в способ благоугождения Богу, или внешнее исполнять в связи со внутренним, освящая последним первое. Льву *) вашему даруй Господи – добре сдать экзамен. Благослови Господи и всех вас. Ваш доброхот Е. Феофан.

    18 мая 1888 года.

     

    _______

    *) Лев – старший сын мой, воспитывался в то время в Воронежском Михайловском кадетском корпусе и держал выпускной экзамен, который и сдал благополучно. После окончил курс в Павловском военном училище, а в настоящее время служит офицером в Варшаве.

     

    – 221 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659