НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    132.

    /После замечания о характере своего руководства, дается подробное наставление и разъяснение о жизни по Богу и о печатных пособиях для духовной жизни/

    /Письма к г-же Н. М./

    Милость Божия буди с вами!

    По тому поводу, что я сказал вам – пишите… не слишком расширяйте свои загадки. Это не значит, что берусь вас руководить: ибо никому руководителем быть не берусь. А так поговорить о духовных вещах в виде совещаний, отчего не поговорить! – Руководитель у вас есть – ваш духовный отец. Его Бог вам дал; к нему и обращайтесь, и его во всем слушайтесь. Рад вашего ему послушания, Бог по вере вашей будет внушать ему, что для вас наиболее пригодно. И я не отказываюсь сказать вам слово другое; но мое слово не то, что его. Его слово – заповедь, а мое совет.

    Вы сказали, что любите читать мои книжки, – и отец ваш разрешает ими пользоваться... И пользуйтесь... Вы одну только книжку облюбили... и пусть. Но она не главная. – Главная – Путь ко спасению. Тут представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения хр. жизни до

     

    – 139 –




    конца. Извольте и ее прочитать со вниманием, чтоб увидеть, где вы стоите, что сделано, и что осталось сделать, и куда направляться. – Не дивно, что по прочтении ее, иные из порядков вашей жизни надо усилить, а иные поослабить, те изменить. Другая подходящая к сей книга есть – Что есть духовная жизнь. И тут картина жизни спасающегося изображена полно. – Письма к разным лицам только до 30 – таковы, а потом пошли все к одной особе, образованной, энергичной, мудрой и верующей от всего сердца. Может быть вы схожи с нею в характерах, – и от того письма к ней и к вам подходят.

    Вы хорошо описали порядки вашей жизни, – и порядки сии хороши. – Помоги вам Господи продолжать не слабеть. Не нахожу ничего, что бы следовало поправить, разве после, либо сами о чем особо спросите. – Но вот чего не вижу, все, что вы делаете, сами вы для себя придумали, или наложил то отец ваш духовный? – Пункт этот по виду малозначителен, по делу же очень значителен. Если сами, то у вас – своя воля, – и живя по сим порядкам вы себе угождаете. Чрез это от дел ваших вероятно отдается не совсем приятный запах, ощутимый Ангелом вашим и святыми. Я не утверждаю, но это очень вероятно, и пишу о сем только для того, чтобы вы получше вникли в себя, и с помощью отца своего духовного определили себя точнее. Давайте пересмотрим, что вы говорите о себе хорошего и нехорошего.

    – Признаюсь, что обидчива. – Обидчивость от самоцена, по коему признают и чувствуют себя стоющими не мало; почему когда кто дерзает не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение.

    – Вы хорошо делаете, что не пропущаете этих

     

    – 140 –




    чувств даром, но нехорошо что оставляете иногда долго им в себе замедлять. Несколько дней враг воздымает у вас бурю отмщений. Постарайтесь так делать, чтобы и минуты не пропуская взяться за себя и разорить свой самоцен. Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете больше опору обидчивости и мести; но выбросите это из головы и себя саму облеките во вретище ничтожности. Апостол говорит, что льстит себе, кто думает, что он есть что-нибудь. Вот это что-нибудь и надо разорить и выбросить за окно. Придет чувство ничтожества, считайте себя достойным всякого унижения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение сами собой испарятся. Над уничтожением самоцена надо только однажды потрудиться, а потом уж с ним легко будет справляться, да он скоро и совсем замрет. – Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! – Самоцен когда есть, то не отношение только к людям возмущает, но помучает и отношения к Богу, – и лукав он, как бесы, – и ловко прикрывается смиренными словами, заседая в сердце. Займитесь этим. – Вы хорошо делаете, что сокрушаетесь об этих чувствах и открываете их духовному отцу. Но кажется это вы делаете, когда сорвете на ком сердце чем-либо; но и одни чувства, если и не прорвутся наружу, открывать надо. Это в числе средств разорения самоцена. – А самоцен всю жизнь губит; потому стоит потрудиться над уничтожением его. Затем я так много и пишу о нем.

    – Жалуетесь за сим на самомнение и самовозвышение... Это первородные деточки самоцена, розовые его дожди, или не розовые, а семицветные, радужные. Дивитесь, зачем такие мысли идут. Но как им не идти, когда есть самоцен? – Вы молите Господа

     

    – 141 –




    избавить вас от них. Молитесь избавить от самоцена и сами трудитесь над уничтожением его. Тогда эта статья будет у вас решенной.

    – Поминаете, что во время молитвы мысли от Бога уходят и бывает холод… и что вы тогда начинаете просить Господа возвратить теплоту… и возвращается. Се – добре. Всегда так делайте... Прибавьте к сему – всякий раз, как предстоит молитвословие дома, или стояние на молитве во храме, немного поготовиться к сему действию – 1) живейшим представлением того, Кто Тот, к кому обратиться имеете в молитве, и кто вы, и что предлежит вам изречь Ему в молитве. 2) – Начинайте молитвословие, высказывая своим словом, что вам потребно, в духовном и житейском отношении. 3) Сие же высказывание предваряйте славословием Богу. Затем совершайте свое молитвословие, как положено, соединяя с вашим словом молитвенные мысли и чувства. – Чтобы это последнее удобнее исполнялось, потрудитесь передумать и перечувствовать молитвы вами читаемые, в свободное время, и затвердить их. Тогда они на правиле сами собою приходить будут. Труд навыкновения молитве считайте первым трудом, важнейшим всякого другого.

    Потому восприимите труд сей и не жалея себя трудитесь, пока молитва станет неотступною.

    Борьба со страстями – обща всем... и длится всю жизнь. Самая жаркая борьба занимает средину жизни духовной. Начинается вместе с обращением души к Богу и разгорается... Потом стихает... Порядок, как всякий раз подходит искушение и как противостоять сему – вы найдете в полюбившейся вам моей книге писем к разным лицам. Извольте смекнуть... и действовать по указанному там.

     

    – 142 –




    – Что у вас тишина такая, что вы целый день можете быть с Господом – это великая милость Божия. – Вы целый день с Господом... Это ведь и есть главное, что искать должно, чтобы можно было говорить – живу не ктому аз, по живет во мне Христос... Сего разные есть степени; но хоть и не в силе есть, все слава Богу! Любите сей дар и возгревайте его.

    – Вы себя трудите... Утруждайте, послабляйте паче плоть, и ничего не делайте потому только, что то доставляет покой и удовлетворение плоти. – Вы это хорошо сделали, что у вас порядок дел дня не самоугодливый... Все сами, – добре.

    – Потерею дорогих лиц Господь хотел отрезать вас от всех... Вы поняли сие не ложно. Со многими так делал и делает Господь.

    – И держитесь отрешенно... Отрешившись от всего, вы питаете душу священными книгами, богомыслием и молитвою. Добре! – Назначьте время всему.

    Отеческих книг соберите побольше... Ефрема Сир., Исаака Сир, Авву Дорофея, – св. Варсонуфия и Иоанна, Лествицу, Макария Егип. – Лавсаик, Лимонарь, историю Боголюбцев, Достопамятные сказания, – Патерик – из "Душеполезного Чтения"... и Добротолюбие... Симеона Нового Богослова, Кассиана Рим., Иноческие древние уставы... Василия Великого аскетические писания... Марка подвижника, Исаии подвижника... не все вдруг, а понемногу...

    – Порядок дел дня идет. – В церкви плакать не ловко *)! Блюдите там дух сокрушен, а дома и слезам давайте свободу. Дух сокрушен – надлежащий дух... Чем постояннее он держится, тем лучше.

    __________

    *) Всячески блюдитесь показности... чтоб не делать ничего на показ... С этим надо соединить – Забвение своих дел.

     

    – 143 –




    – Благодарение Богу, что вам открылись сокровища псалтири. Есть толкование псалтири Пр. Палладия. Имейте его под руками для просмотра в случае нужды получше уразуметь какой-либо стих.

    – Болячка в сердце – не то, что вы сказали. Что вы сказали, то приходит и проходит, а болячка непрерывна. Это чувство к Господу, приковывающее внимание к Нему. – Когда оно придет – рай растворенный! – Когда будете трудиться, себя озлоблять, смирение стяжете глубокое, тогда оно придет и вселится в сердце.

    – Как вы читали псалмы, когда в первый раз открылись они вам, так старайтесь читать их и всегда и молите о том Господа.

    – Заменять вечерние и утренние молитвы чем-либо не надо *). Вникните в них и доведите до чувства все, что там говорится. Лучше прибавить к ним из псалтири или по кафизме, или по 3-4 псалма. Акафистов поменьше. – Собирайте побольше коротких молитовок и ими молитесь.

    – Кажется мы с вами пересмотрели все. Добре! – Но самоцен... Сего врага преследуйте.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    21 октября 92 г.

     

    _______

    *) Вы не сказали, какое держите молитвенное правило дома.

     

    – 144 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659