ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    132.

    /После замечания о характере своего руководства, дается подробное наставление и разъяснение о жизни по Богу и о печатных пособиях для духовной жизни/

    /Письма к г-же Н. М./

    Милость Божия буди с вами!

    По тому поводу, что я сказал вам – пишите… не слишком расширяйте свои загадки. Это не значит, что берусь вас руководить: ибо никому руководителем быть не берусь. А так поговорить о духовных вещах в виде совещаний, отчего не поговорить! – Руководитель у вас есть – ваш духовный отец. Его Бог вам дал; к нему и обращайтесь, и его во всем слушайтесь. Рад вашего ему послушания, Бог по вере вашей будет внушать ему, что для вас наиболее пригодно. И я не отказываюсь сказать вам слово другое; но мое слово не то, что его. Его слово – заповедь, а мое совет.

    Вы сказали, что любите читать мои книжки, – и отец ваш разрешает ими пользоваться... И пользуйтесь... Вы одну только книжку облюбили... и пусть. Но она не главная. – Главная – Путь ко спасению. Тут представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения хр. жизни до

     

    – 139 –




    конца. Извольте и ее прочитать со вниманием, чтоб увидеть, где вы стоите, что сделано, и что осталось сделать, и куда направляться. – Не дивно, что по прочтении ее, иные из порядков вашей жизни надо усилить, а иные поослабить, те изменить. Другая подходящая к сей книга есть – Что есть духовная жизнь. И тут картина жизни спасающегося изображена полно. – Письма к разным лицам только до 30 – таковы, а потом пошли все к одной особе, образованной, энергичной, мудрой и верующей от всего сердца. Может быть вы схожи с нею в характерах, – и от того письма к ней и к вам подходят.

    Вы хорошо описали порядки вашей жизни, – и порядки сии хороши. – Помоги вам Господи продолжать не слабеть. Не нахожу ничего, что бы следовало поправить, разве после, либо сами о чем особо спросите. – Но вот чего не вижу, все, что вы делаете, сами вы для себя придумали, или наложил то отец ваш духовный? – Пункт этот по виду малозначителен, по делу же очень значителен. Если сами, то у вас – своя воля, – и живя по сим порядкам вы себе угождаете. Чрез это от дел ваших вероятно отдается не совсем приятный запах, ощутимый Ангелом вашим и святыми. Я не утверждаю, но это очень вероятно, и пишу о сем только для того, чтобы вы получше вникли в себя, и с помощью отца своего духовного определили себя точнее. Давайте пересмотрим, что вы говорите о себе хорошего и нехорошего.

    – Признаюсь, что обидчива. – Обидчивость от самоцена, по коему признают и чувствуют себя стоющими не мало; почему когда кто дерзает не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение.

    – Вы хорошо делаете, что не пропущаете этих

     

    – 140 –




    чувств даром, но нехорошо что оставляете иногда долго им в себе замедлять. Несколько дней враг воздымает у вас бурю отмщений. Постарайтесь так делать, чтобы и минуты не пропуская взяться за себя и разорить свой самоцен. Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете больше опору обидчивости и мести; но выбросите это из головы и себя саму облеките во вретище ничтожности. Апостол говорит, что льстит себе, кто думает, что он есть что-нибудь. Вот это что-нибудь и надо разорить и выбросить за окно. Придет чувство ничтожества, считайте себя достойным всякого унижения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение сами собой испарятся. Над уничтожением самоцена надо только однажды потрудиться, а потом уж с ним легко будет справляться, да он скоро и совсем замрет. – Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! – Самоцен когда есть, то не отношение только к людям возмущает, но помучает и отношения к Богу, – и лукав он, как бесы, – и ловко прикрывается смиренными словами, заседая в сердце. Займитесь этим. – Вы хорошо делаете, что сокрушаетесь об этих чувствах и открываете их духовному отцу. Но кажется это вы делаете, когда сорвете на ком сердце чем-либо; но и одни чувства, если и не прорвутся наружу, открывать надо. Это в числе средств разорения самоцена. – А самоцен всю жизнь губит; потому стоит потрудиться над уничтожением его. Затем я так много и пишу о нем.

    – Жалуетесь за сим на самомнение и самовозвышение... Это первородные деточки самоцена, розовые его дожди, или не розовые, а семицветные, радужные. Дивитесь, зачем такие мысли идут. Но как им не идти, когда есть самоцен? – Вы молите Господа

     

    – 141 –




    избавить вас от них. Молитесь избавить от самоцена и сами трудитесь над уничтожением его. Тогда эта статья будет у вас решенной.

    – Поминаете, что во время молитвы мысли от Бога уходят и бывает холод… и что вы тогда начинаете просить Господа возвратить теплоту… и возвращается. Се – добре. Всегда так делайте... Прибавьте к сему – всякий раз, как предстоит молитвословие дома, или стояние на молитве во храме, немного поготовиться к сему действию – 1) живейшим представлением того, Кто Тот, к кому обратиться имеете в молитве, и кто вы, и что предлежит вам изречь Ему в молитве. 2) – Начинайте молитвословие, высказывая своим словом, что вам потребно, в духовном и житейском отношении. 3) Сие же высказывание предваряйте славословием Богу. Затем совершайте свое молитвословие, как положено, соединяя с вашим словом молитвенные мысли и чувства. – Чтобы это последнее удобнее исполнялось, потрудитесь передумать и перечувствовать молитвы вами читаемые, в свободное время, и затвердить их. Тогда они на правиле сами собою приходить будут. Труд навыкновения молитве считайте первым трудом, важнейшим всякого другого.

    Потому восприимите труд сей и не жалея себя трудитесь, пока молитва станет неотступною.

    Борьба со страстями – обща всем... и длится всю жизнь. Самая жаркая борьба занимает средину жизни духовной. Начинается вместе с обращением души к Богу и разгорается... Потом стихает... Порядок, как всякий раз подходит искушение и как противостоять сему – вы найдете в полюбившейся вам моей книге писем к разным лицам. Извольте смекнуть... и действовать по указанному там.

     

    – 142 –




    – Что у вас тишина такая, что вы целый день можете быть с Господом – это великая милость Божия. – Вы целый день с Господом... Это ведь и есть главное, что искать должно, чтобы можно было говорить – живу не ктому аз, по живет во мне Христос... Сего разные есть степени; но хоть и не в силе есть, все слава Богу! Любите сей дар и возгревайте его.

    – Вы себя трудите... Утруждайте, послабляйте паче плоть, и ничего не делайте потому только, что то доставляет покой и удовлетворение плоти. – Вы это хорошо сделали, что у вас порядок дел дня не самоугодливый... Все сами, – добре.

    – Потерею дорогих лиц Господь хотел отрезать вас от всех... Вы поняли сие не ложно. Со многими так делал и делает Господь.

    – И держитесь отрешенно... Отрешившись от всего, вы питаете душу священными книгами, богомыслием и молитвою. Добре! – Назначьте время всему.

    Отеческих книг соберите побольше... Ефрема Сир., Исаака Сир, Авву Дорофея, – св. Варсонуфия и Иоанна, Лествицу, Макария Егип. – Лавсаик, Лимонарь, историю Боголюбцев, Достопамятные сказания, – Патерик – из "Душеполезного Чтения"... и Добротолюбие... Симеона Нового Богослова, Кассиана Рим., Иноческие древние уставы... Василия Великого аскетические писания... Марка подвижника, Исаии подвижника... не все вдруг, а понемногу...

    – Порядок дел дня идет. – В церкви плакать не ловко *)! Блюдите там дух сокрушен, а дома и слезам давайте свободу. Дух сокрушен – надлежащий дух... Чем постояннее он держится, тем лучше.

    __________

    *) Всячески блюдитесь показности... чтоб не делать ничего на показ... С этим надо соединить – Забвение своих дел.

     

    – 143 –




    – Благодарение Богу, что вам открылись сокровища псалтири. Есть толкование псалтири Пр. Палладия. Имейте его под руками для просмотра в случае нужды получше уразуметь какой-либо стих.

    – Болячка в сердце – не то, что вы сказали. Что вы сказали, то приходит и проходит, а болячка непрерывна. Это чувство к Господу, приковывающее внимание к Нему. – Когда оно придет – рай растворенный! – Когда будете трудиться, себя озлоблять, смирение стяжете глубокое, тогда оно придет и вселится в сердце.

    – Как вы читали псалмы, когда в первый раз открылись они вам, так старайтесь читать их и всегда и молите о том Господа.

    – Заменять вечерние и утренние молитвы чем-либо не надо *). Вникните в них и доведите до чувства все, что там говорится. Лучше прибавить к ним из псалтири или по кафизме, или по 3-4 псалма. Акафистов поменьше. – Собирайте побольше коротких молитовок и ими молитесь.

    – Кажется мы с вами пересмотрели все. Добре! – Но самоцен... Сего врага преследуйте.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    21 октября 92 г.

     

    _______

    *) Вы не сказали, какое держите молитвенное правило дома.

     

    – 144 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659