НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    113.

    /О средствах борьбы с духом охлаждения и ответы на разные вопросы по благочестию/

    /Письма к г-же NN/

    Милость Божия буди с вами! Все собирался отвечать вам на ваше письмо от 19 августа и не собрался до прихода второго письма от 28 сентября. И на это готов был отвечать тотчас, но день ото дня час сей протянулся на целый месяц. Прошу извинения. Я охотно готов отвечать и помогать вам словом, сколько разума достанет. Не умею понять, чего ради я отсрочил вам поступление в монастырь: ибо и я так же думаю, как и вы, что монастырь лучшее место для содевания спасения, кто с разумом поступит в монастырь и разумно жить будет в нем. – Вы порешили побыть до нового года так, как было и есть. Бог благословит. Потерпите в сей службе Богу во славу Его... как положили, а потом да поможет вам Бог исполнить и то, что преднамереваетесь... оставить мир и монашествовать. Теперь скажу слово другое о том, что желаете знать... Главное – охлаждение. Это горькое и опасное состояние. У Господа оно стоит в числе руководительных, вразумительных и исправительных средств. Но бывает оно и вроде наказания. Причина сего – явный грех, но как у вас его не видно, то причины надо искать во внутренних чувствах и расположениях.

     

    – 110 –




    Не вкралось ли самомнение, что вы не то что другие? Не загадываете ли сами шагать по пути спасительном и восходить горе одними своими средствами? Не успокаиваетесь ли на том порядке жизни, какой заведен... и расположились спать в мысли, что больше заботиться не о чем?.. Такие и подобные мысли приводят в беспечность, а беспечность есть первый шаг к охлаждению. Потому потрудитесь собрать мыслей поболее, что вы еще не начинали дела, что казалось прежде духовным, то имело значение только призвания к труду, а не плода. Приложите убеждение, что хотя бы вы достигли высоких степеней, – все не безопасны от падений… путь к которым врагу пролагает беспечность и нерадение – спутницы охлаждения. Собирая же таковые возбудительные помышления, не думайте, что сами себя согреете... Согреет Господь, когда время придет. Ваше же дело труд и труд. К сему труду мысленному прилагайте молитву к Господу именно об избавлении от сей язвы. Все другие предметы оставьте, держите одну эту молитву против охлаждения. Стоите ли на молитве, читаете ли, в церкви ли стоите, дело ли какое справляете, – все одно имейте в уме: Господи, избави меня от сего охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь. Согреянность есть Господа прикосновение к сердцу, а непрестанная теплота есть Господа вселение в сердце... Даруй вам Господи сие благо! Не нерадите и рук не опускайте! – Теперь ваши вопросы... Замечу вам, что вы слишком многого ожидаете от монастыря. Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре,

     

    – 111 –




    все касаются сей внешней жизни. Незнающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело, и что дело спасения души должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их несоответствующими своим целям и своему настроению, – или оставаясь в монастыре, все дело монашества ограничивать только сими послушаниями, и потрудиться напрасно, ни шагу не сделав в очищении и усовершенствовании своей души…

    Извольте поиметь это во внимании и соответственно сему рисовать в своей голове картину будущей вашей монастырской жизни... и знайте наперед, что дело будет тещи иначе, нежели вы гадаете. Обрекайте себя на жизнь, где руки и ноги будут одно делать, а душа должна быть занимаема другим, если хочет спастись. Многое из того, что вы чаете увидеть в монастыре, не увидится, а иное и увидится. Но с внутренней стороны все почти найдете, если будут глаза.

    – Тайный постриг принять можно, но вам он не нужен. Примете явный в монастыре.

    – Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко – на несколько минут отложить ее... Если и после нейдет, нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать; похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.

    – Монастырь и постриг сильно возбуждают, но не сами по себе, а теми помышлениями, какие при сем неизбежны... Для иных и то, и другое никакого следа не оставляет.

     

    – 112 –




    – В церкви иной раз ни поемое, ни читаемое или не слышится, или не понимается; в таком случае – стойте пред Господом и творите молитву Иисусову... В церкви каждое действие имеет свой смысл. Кто за сим смыслом следит своим разумением и пониманием, тот непрестанно будет получать питательные для духа влияния из другого мира... и по окончании Богослужения выйдет из церкви, как выходят из-за стола, богато и разнообразно сервированного.

    – Поклоны при Иисусовой молитве оставляются на произвол и усердие... На малых узлах кладите поясной поклон, а на больших земной. Сколько? Сколько душе угодно, однако же определив это однажды навсегда… Лучше время определить для сей молитвы: четверть часа, или больше, или меньше.

    – Ночь самое лучшее время для молитвы… особенно полночь.

    – Отказаться от употребления мяса можно; но можно ограничиться и вкушением меньшего количества.

    – Акафисты и каноны хорошо читать, как положено. Посмотрите в следованной псалтири, в конце. Псаломщик поможет вам. Но не набирайте много. Можно их заменить поклонами с молитвой Иисусовой. И это тоже посмотрите. И это бывает лучше. Можно на правиле молиться коротенькими молитовками св. Златоуста, что стоят в ряду молитв на сон, произнося каждую 5-10-15… и более раз.

    – Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения.

    – Сколько читать псалтири? Сколько душе угодно. Одну кафизму-две-три, или несколько псалмов.

    – Петь псалмы – значит читать их нараспев, как например в церкви пропевают после: Господи воззвах.., на вечерни.

     

    – 113 –




    – Почаще говеть очень хорошо, но как это устроить, смотрите сами. На какие службы церковные ходить позволяет ваш ваша гимназическая служба, – ходите, а на какие не можете ходить, за те дома исправляйте поклоны с молитвой Иисусовой, как положено также в след. псалтири.

    – Для чтения выписывайте журнал Душеполезное Чтение... очень пригодный журнал и дешевый – 4 р. с пересылкой. Хороши листки – Троицкие и Афонские. Афонские – один рубль в год. Из моих книг все, относящееся к духовной жизни, вы имеете. Читайте почаще "Путь ко спасению", особенно 3-е отделение.

    – Что значит – иметь совесть чистую в отношении к вещам? Не злоупотреблять ими, а пользоваться разумно, храня их сколько можно долее. Это монастырское правило.

    – Поговеть в Рождественский пост – хорошо. Бог благословит.

    – Побывать в церкви у вечерни, всенощной или у заутрени и затем за обедней причаститься – можно. А прочие дни говения можете все службы заменять поклонами с молитвою Иисусовою... Посмотрите в следован. псалтири и спишите это для себя.

    – Жития Святых читайте дневные...

    – Какие грехи уже исповеданы и разрешены, о тех говорите: было, но каялась и получила разрешение.

    – Богомыслие заменить молитвою Иисусовой можно, но какая в этом нужда? Они одно и тоже суть. Богомыслие есть в мысли держание какой либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и проч. без всякого направления мысли.

    Благослови вас Господи! Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    28 октября и 1 ноября 93 г.

     

    – 114 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659