ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    106.

    /Душа и дух, по поводу возводимого обвинения в неправославии/

    /Письма к Афонскому иеромонаху о. Арсению/

    Христос Воскресе!

    Возлюбленнейший о. Арсений!

    Очень жалею, что вы смутились, и тем паче, что никакого нет основания к смущению. – Если б я говорил, что у нас внутри душа, да и только, и потом прибавил, что она одинакового происхождения с

     

    – 97 –




    душою животных; то следовало бы смутиться. А я говорю, что у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равно-ангельская сила, – которая и составляет характеристическую черту человека. Следовательно тут нечем смущаться, опасаясь низвесть человека в ряд животных. Обычно мы говорим: душа-душа. А по существу дела следовало бы говорить душа-дух, или дух-душа. Принимая слово душа – яко дух-душа я никак не скажу, что она одного происхождения с душою животных: ибо дух от Бога, а принимая ее отдельно от духа, говорю так. Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? – Оно было живое тело, – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, – и из животного стал человек – ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отраждаются от родителей, или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть. – И не понимаю, чем тут смущаться?! Да вы когда говорите, что человек есть животное, мясо ли одно разумеете, или всю животную жизнь? – Конечно всю животную жизнь, и с душою животною. А прибавляя к сему: разумное – что означаете? То, что хотя человек тоже, с одной стороны, что животное с душою животною; но с другой – он несравненно выше животного, ибо имеет разум – νους – что совершенно соответствует слову – дух. Сказать: животное разумное есть то же, что сказать: животное одуховленное.

    Св. отцы различают – дух, душу и тело: Антоний

     

    – 98 –




    Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и другие. Они не говорят какого свойства суть души наши. Но сопоставляя то, что пишет св. Антоний о родах живых тварей, навожу, что по его разуму душа наша одной природы с душою животных. Извольте читать его 166 пункт из числа 170-ти. Вот свод всего:

    Живых существ четыре вида

    1. Ангелы...                     │            │

    2. Люди, кои имеют: ум, │ душу, │ дыхание.

    3. Животные, кои имеют │ душу │ и дыхание.

    4. Растения имеют           │           │ жизнь.

    Извольте сводить.

    Дыхание, дыхание, жизнь… – это все в разных классах существ: растениях, животных и людях, но есть одного рода и свойства природы, назовем ее – органическая жизнь.

    Душа – душа – тоже одного порядка есть, хотя стоит, находится в разных классах существ – в животных и людях, – но тоже есть одной природы. – Затем – ум – ангельская сила тоже одной природы.

    Вывожу, что по святому Антонию душа наша одного ранга с душою животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю дух. Пересмотрите все пункты св. Антония, где он говорит об уме. Все, что он говорит об уме, я отношу к духу... и выражаю то почти теми же словами, утверждая вместе с ним, что тот и есть настоящий человек, кто живет по духу, – что св. Антоний выражает: – по уму.

    Так совершенно нет никакого основания вам смущаться.

    А что сказано: на один градус: так вольно же вам понимать это, как черточку на градуснике. Ангелы, насколько выше нас? – на градус, – как и мы

     

    – 99 –




    выше животных на градус. Градус – замените словом степень, выйдет: на одну степень. – Кто придирается к словам, упуская из внимания мысль?!

    Что говорил вам ученый писатель, будто воспользуются сим словом материалисты и дарвинисты, то это им не удастся; От чего производят человека от животных – обезьяны? – от того, что не различают в человеке души от духа. – Замечая, что душа наша схожа с душою животных, они и бредят: "но – душа одна, стало и весь человек от них же выродился". А когда мы настоим на различии духа от души, и характеристику человека перенесем в дух: тогда вся теория Дарвина – падает сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, – но то паче, как происходит он, яко духовное лице в животном теле с его животною жизнью и душою. Да попросите сего ученого получше изложить свои недоумения. Я ему отвечу все полно. И уверен, что он согласится на мои объяснения.. Его поразило верно то, что привыкли под душою разуметь и высшие стороны человеческой жизни, он никак не мог понять, как можно душе назначать такой невысокий ранг. Но когда выяснится, что, пиша так, я под душою разумел не высшую, а низшую сторону нашей внутренней жизни, то полагаю, что он помирится с таким образом выражения. – Между тем сообщите ему прописанное вам, – или дайте прочитать.

    Из всего сказанного следует, что вам не бояться надобно распространять книгу, а спешить распространить как противоядие нелепым мнениям о человеке.

    Говорю так по искреннему моему убеждению.

     

    – 100 –




    И не извольте останавливать хода продажи. Пусть идет. Только опечатки приложите.

    И еще повторяю вам: не слушайте никого, особенно этого ученого, всполошившегося *) не знать из-за чего, пока он не голословно, а обстоятельно не изложить своих недоумений, и не получит от меня разъяснений.

    Вот и попались вы! – Афон распространитель ересей и мрачных учений. А орудует кто? О. Арсений! – Давай его сюда. Как он смеет?

    Извольте всем отвечать: только тронь. Так отдам, что и зуб не соберешь.

    Благослови вас Господи!

    Ваш богомолец Е. Феофан.

    2 мая 1878 г.

     

    _______

    *) Более всего всполошили о. Арсения некоторые из женщин высшего круга.

     

    – 101 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659