ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Душа и Ангел – не тело, а дух. 1867 (текст по главам). – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    Душа и Ангел – не тело, а дух. 1867

    (текст по главам)

     



    /Предисловие/

    Печатаемые статьи получены Редакцией при следующем письме. – "Препровождаю к вам письмо ко мне доктора – католика, записанный мною разговор мой со старцем в нескольких собеседованиях, письмо сего старца ко мне, и заключительный разговор с ним. Предмет всех этих статей один – опровержение ложных мнений, выраженных в брошюрах: Слово о смерти и Прибавление к сему слову, будто душа – тело, и Ангел – тело. Полагаю, что вы не побрезгуете ими, и прилагаю мое прошение – напечатать их в ваших Ведомостях, под одним общим заглавием: Душа и Ангел – не тело, а дух".

    Есть у меня один знакомый католик, доктор на пенсии, старец, отложивший уже житейские попечения и об одном спасении души помышляющий. Он бывает у меня и берет книги для прочтения. Между другими попалось и Слово о смерти с Прибавлением к нему.

    Помните, конечно, что когда вышло Слово о смерти, где в виде примечания было сказано, что Ангел – тело и душа – тело, какой-то журнал духовный возражал, что так нельзя думать. На эти возражения сделано опровержение, напечатанное сначала тоже в журнале другом; а потом отдельною брошюркою, – под заглавием: Прибавление к слову о смерти. Здесь говорится, что мысль о духовности души и Ангела взята с Запада, где она появилась недавно; делаются выписки из Бержье, и потом его мысли опровергаются Словом Божиим, писаниями отеческими, и некоторыми соображениями. – Так, вот эти-то брошюры попались нашему знакомцу. Возвращая их, он

     

    – I –




    написал ко мне письмо, в котором защищает свою церковь и своего богослова, Бержье, затронутых в тех брошюрах. Находя сии замечания дельными, я тогда же хотел послать их к вам в Редакцию, но остановился, из опасения раздражить грустные прения, и в надежде, что мысли брошюр пройдут незамеченными. – Но когда кто-то, пиша против спиритов, в одном журнале, которого имени не прописываю, привел в подтверждение своих мыслей мнение брошюр, будто учение авторитетно уже доказанное, тогда я снова взялся за письмо доктора, чтоб, просмотревши, послать его к вам. –

    Когда я читал его, зашел ко мне известный вам старец из многоученых, и у нас зашла беседа о содержании брошюр долгая. Не довели мы ее до конца, как старец заболел, и я просил его докончить разбор брошюр письменно, что им и сделано. Когда, по выздоровлении, он зашел ко мне, мы еще несколько слов перемолвили о том же.

    Поминаю о таком ходе происхождения статей собственно за тем только, чтоб остановить внимание на последнем разговоре нашем. Известно, что автор брошюр есть лице достоуважаемое, и вами, и мною, и старцем, и многими другими. Между тем, старец мысли брошюр разбирает очень строго, можно сказать, беспощадно. Вот в последнем-то нашем разговоре старец и поставил себе цель – оградить чувства уважения к автору, несмотря на строгость к брошюрам, известным под его именем. И я смиренно прошу всех, кому придется читать строки сии, не подозревать нас, – и старца критикующего, и меня передающего его заметки, в неуважении к достойному всякого уважения лицу. Потерпите, – в конце всего увидите, что мы и манием очей не касались лица автора. Вся строгость суда падает на мысли брошюр.

     

    – II –




    Обсуждаются сии мысли с тою целью, чтоб отвратить опасность заблуждения в тех, кои стали бы понимать их, как последнюю, законченную уже мысль автора о душе и Ангелах, чего они в самом деле не представляют. Руководительницей во всем была одна любовь к истине, и предлагаемое есть плод сей любви. Забота была об одном – указать правую сторону, в надежде, что правде везде открыт радушный прием. Не дивно, что найдутся и вражеские взгляды неодобрения. Не отвратим лица от студа заплеваний. Только молчать не будем, считая молчание неуместным, после того как Сама, молчавшая в нужное время, Истина, ниспосланием огненных языков, открыла дверь немолчному провозглашению истины.

     

     

    – III –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Феофан (Говоров) еп./ Душа и Ангел – не тело, а дух: против брошюр "Слово о смерти" и "Прибавление к Слову о смерти". – Тамбов: Тип. А. А. Студенецкого, 1867.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии (при использовании текста на других сайтах ссылка на первоисточник обязательна!).

     

     

    Последнее обновление файла: 01.12.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659