ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Ельчанинов Александр свящ. Записи. – Полезность веры (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Ельчанинов Александр свящ.

    ЗАПИСИ

    Полезность веры

    (Конспект)

     

    Тема – эта – для неверующих, о том, что дает религия с их материалистической точки зрения. Верующим это безразлично – плоды веры они получают, как результат, а не как самоцель.

    Факт религии, даже эмпирически коренящийся в природе человека, не нуждается в утверждении такого временного и относительного явления, как европейская наука данного десятилетия. Но так как все мы живем в значительной степени по стихиям мира сего, в том числе в связях с наукой, то для многих этот вопрос не безразличен.

    Образованное общество Европы давно ушло из под сводов своих храмов. Протестантство было первой к этому ступенькой, был боевой период безверия и борьбы. Потом явилось безразличие. Чехов пишет в письме к Дягилеву: "Я давно растерял свою веру и с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего". Такой взгляд уже превзойденная точка зрения. Европа прошла фазу религиобоязни, одержимости материалистическими и позитивистическими теориями. Она так далеко ушла от религии, что смогла снова повернуться к ней лицом и исследовать ее со стороны, как объективный факт, в ряду других фактов.

    Теперь для науки религия – предмет изучения, с опытами по новейшим научным методам, с выводами, теориями, открытиями. И вот научная мысль делает (для себя) целый ряд открытий.

    1. История культуры: открытие богатой религиозной культуры у примитивных народов. "Вся культура – из храма" (Фрэзер). Религия – обильный родник. "Суеверия" являются корнем, откуда выросли государственная

    – 149 –



    власть, собственность, брак, уважение к личности, все искусства и все науки. "Самое интересное и ценное в человеке, это – его идеалы и верования. Это же приложимо и к нациям и историческим эпохам" (Джемс).

    Религиозное брожение – симптом жизни общества и знамение богатых жатв во всех сферах.

    2. Психология. Изучение религиозной психологии. Религия – целесообразное установление, воспитательное средство. Дисциплина внимания (молитва). Ритм.

    Обряды – организация эмоций и аффектов ("плакальщицы").

    3. Психиатрия. Вред эгоизма. Эгоцентризм – основное явление психопатологии. Полезность объективного, как выход из себя, увлечение, идеализация. Помещение центра своей души в надеж ное место. "Я ощущаю чье-то мощное и сладостное присутствие", "Бог окружает меня, как физическая атмосфера, Он ближе ко мне, чем мое собственное дыхание" (Джемс).

    Терапия, связь религии с невропатией.

    Душевные болезни – от задержки эмоций. Исповедь, с точки зрения медицины – разряд эмоций. (Фрейд и его школа). Преодоление в религии эгоцентризма и солипсизма. Любовь – якорь в объективное. Эгоизм как источник болезней. "Боязнь – основное явление психопатологии" (Дюбуа). "Идеализм – физиологический фактор" (Яроцкий). "Душевный мир – единственная панацея".

    Признание одного доктора: "Я предписал моей больной исповедаться, и загадочные припадки, против которых бессильно было трехмесячное пребывание в водолечебнице, прошли после одного часа исповеди".

    "Лучшее лекарство от всех душевных болезней – радость" (Штокль). "Религия – лучшая профилактика" (Дежерин и Гоклэр). Практичность религии, ценность святости, вред греха. Сойти с ума – это значит потерять какую-то твердую точку, закружиться в солипсизме. Противоположение – молитва, Бог, любовь, объективное.

    Таким образом, мы видим, что христианство открыто внерелигиозной Европой как могучее профилактическое средство.

    – 150 –



     

     

    Издание:

    Ельчанинов Александр свящ. Записи. – М.: Издание Сретенского мон., 1996 (переизд.: Париж: YMCA-Press, 1978).

     

    Первоначальный файл из Библиотеки Якова Кротова.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659