НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Белорусов С. А. Медицина и целительство (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Белорусов С. А.

    МЕДИЦИНА И ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

     

    Что объединяет эти два понятия и что разделяет их? В обоих случаях речь идет о восстановлении утраченного здоровья. Однако целительство, приводящее к исцелению подразумевает не только избавление от симптомов, но приведение человека к целостности, к возвращению гармонии с жизнью. Итак, исцеление подразумевает некую духовную ось, являющуюся необходимым условием человеческого бытия.

    Истинное целительство мы можем представить не как альтернативу медицине, но как холистический, интегративный процесс, включающий в себя строгий научный медицинский подход, при этом не исчерпывающийся им. Лучше всего здесь прозвучат слова средневекового придворного лекаря Амбруаза Паре – “Я лечу, а исцеляет Бог”.

    Как нам подойти к проблеме духовности в целительстве? Сейчас, когда смысл термина “духовность” очень широк? В первом приближении можно выделит два кардинально различных подхода.

    Первый, условно назовем его традиционным или религиозным, подразумевает исповедание Высшего Начала как личности, а взаимодействие с Ним как диалог или Встречу. Можно сказать, что все великие монотеистические религии оставляют Творцу безграничное пространство действия, не стесняя Его рамками ожиданий. “Да будет воля Твоя” – так заканчивается любая настоящая молитва, о чем бы ни испрашивалось в ней. Интересно, что здоровье в этом подходе не является безусловной ценностью, оно нравственно нейтрально, так же как богатство и власть. О нем можно просить, но на нем нельзя настаивать. На него можно смиренно надеяться, но недопустимо обещать и быть уверенным в его достижении.

    При втором подходе дух безличен. Это может быть как животворящая сила или космическая энергия разлитая в природе. Богу здесь нельзя сказать “Ты”, скорее это некий высший принцип, совокупность знаний, к которым можно приблизиться и которыми можно пользоваться. Этот подход уместно называть магическим или оккультным. Еще о. Александр Мень показал, что антагонистом религиозности является не атеизм, а магизм. Атеизм бывает часто своеобразной формой религиозности или даже репрессированной верой, верой на бессознательном уровне. Оккультизм же подразумевает использование технологий в духовной сфере, это перенесение человеческих отношений, чаще “ты мне я тебе” или “вот научусь и у меня получится” в более высокую сферу бытия, где эти законы попросту не работают.

    Практически все целители, рекламы которых мы встречаем на каждом шагу, исповедают именно второй подход. Но... Если бы их деятельность не была в каком-то смысле эффективной, то по суровым законам рынка, они бы перевелись. Значит что-то здесь есть... А есть здесь ОБМАН. Однако вовсе не простой, это нормально функционирующий обман, прослеживаемый как минимум на трех уровнях. Рассмотрим их...

    Во-первых, это физический обман, фокусничество. Это своего рода искусство манипуляции, которым в совершенстве владеют филиппинские хилеры, вытаскивая из живота нечто напоминающее окровавленный якобы удаленный орган или опухоль. А гадалки... Их работа в этом отношении виртуозна. Представьте, идет шаблонный набор многозначительных фраз, при этом тщательно отслеживается поведение клиента. Что-то вроде пресловутого детектора лжи, кода прорицательница наблюдает за испариной лба, направлением взгляда, ритмом дыхания. Малейшая перемена в параметрах свидетельствует о том, что человек приложил услышанное к себе. Речевой поток изменяется уже в этом направлении и вновь отслеживаются, насколько согласен человек по выражению лица и позы. Опыт плюс интуиция заменяют штудирование известной книги Алана Пиза “Body Language”. Происходит нечто сродни нашумевшим опытам В.Мессинга по “дистанционному чтению мыслей”. Ну и разумеется подбрасывание предметов, известным по цыганским практикам.

    Все довершает обычная внушаемость введенного в транс человека.

    Во вторых, душевный, психологический обман. Здесь трюки более изощрены. Например, чтобы придать реально угрожающий оттенок процедуре “кодирования” специалисты специально подсаживают в приемную людей с актерскими навыками, рассказывающими о том, как кто-то ослушался рекомендаций данного врача и поплатился жизнью. И здесь происходит удивительное. Вместо апелляции к духовности включаются психологические механизмы регрессии. И в конце 20-го века, в худо-бедно индустриальной стране “Закодированный” бедняга умирает как австралийский абориген от наведенной на него шаманом кости тотемного животного. И отсюда прямой мостик к пресловутой Сайентологии. Многочасовые процедуры т. наз. одитинга, то есть выслушивания обставлены с учетом монотонной размеренности повествования, перемежающиеся стрессовыми предложениями не мигая глядеть в глаза. Возникающее при этом “расшатывание сознания” приводит к замешательству, что является идеальной формой для прямого и косвенного внушения того, что человек в бодрствующем состоянии сознания просто не будет рассматривать как явную нелепость, противоречащую здравому смыслу.

    Здесь следует сослаться на опыт Христианской, в частности Православной духовности. Здесь в рамках двухтысячелетней аскетической традиции считается, что мистические озарения не могут быть подлинными ранее того, как человек, стремящийся к Боговидению достигает той или иной степени “трезвенности” то есть утончению ума воли и чувств, когда отсекаются “страсти”, что полностью противоположно измененному “трансовому” сознанию, на фоне которого неизменно действуют оккультные методики.

    Третий уровень обмана можно условно назвать духовным в том смысле, что здесь сознательно или без – культивируется обращение к темным сущностям. С сознательным, типа черной магии и Вуду вроде не возникает вопросов, но как понимать неосознанное. Здесь прагматически мыслящему современнику поможет теория мифа, начало которой положено в трудах выдающегося мыслителя 20-го века А.Ф. Лосева. Миф здесь понимается не как выдумка и сказка, но способ восприятия мира. Действительно, для того, чтобы существовать и действовать в реальности, личности необходимо структурировать определенным образом свое восприятие. Мы мыслим и воспринимаем символами, которые складываются в мифы – мировоззренческие, научные, политические, бытовые. Интригующей и до сих пор до конца непонятой является догадка философа о личностной природе мифа. Итак, возникает своего рода призма сознания, через которою и благодаря которой мы осознаем и принимаем свое существование в мире. Эта “призма” постоянно меняется, в случае нашего правильного духовного развития, она становится все более прозрачной и прямой, с фокусом в бесконечности, в случаях искажения духовного роста фокус оказывается искривленно – приземленным и в крайних случаях, становится само центрированным. Теперь о бесах. В структуре данного мифа их можно понимать как трещину или темное пятно, искажающее нормальное гармонично-иерархичное восприятие реальности. Происходит сбой приоритетов, когда сакральное причудливо перемешивается с профанным. Так, при смешении духовных и природных явлений в сознании возникают образы русалок и леших – нечистая сила. Так при одновременном обращении к православным иконам и картам Таро происходит аналогичный диссонанс, обусловленный некорректным вырывание из контекста традиции предметов и явлений, действующих на генетическом уровне родовой памяти.

    Точно такой же дурной эклектикой отдает перечисление через запятую в объявлениях “Снятие порчи, психоанализ, молитва об исцелении”.

    Примечательно, что Церковь, не отрицая спиритизм, негативно относится к нему. В книге русского мистика И.Лодыженского “Свет незримый” описан случай, когда вызываемый дух подсказывал выигрывающих лошадей, затем удачные биржевые спекуляции. Наивный спиритуалист был убежден, что это ангел – еще бы, половину дохода, “голос” призывал жертвовать на храм. Но в решительный момент, когда по совету того же духа спитиртист-нувориш поставил, в который раз весь капитал на рискованную операцию и разорился, блюдечко прочертило “ха-ха-ха”. Итак, вполне возможно, что на телесном уровне при обращении к подобным сущностям возможно временное улучшение телесного состояния, но в конечном счете диавол назван в Писании “отцом лжи”.

    Итак, тот или иной уровень обмана – физический, психологический, духовный – будет присутствовать при любых оккультный системах целительства – от НЛП до Рейки. Там где выявляется манипулятивная природа взаимодействия, вместо исцеления происходит перегруппировка симптомов с поражением на более глубоком уровне. Научная медицина, не используя высокого слова исцеление, характеризуется предсказуемостью результатов хотя бы в строго статистической форме. Там же где этого в запале “прелести” используя традиционный православный термин, стремятся перескочить через это, происходит неминуемое искажение. Об истинном духовном исцелении может быть уместно будет поговорить в следующий раз.

     

     

    Белорусов С. А. Медицина и целительство (интернет-издание).

     

    Первоначальный электронный файл с сайта Епифания.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.11.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659