. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Бельков Сергий прот. Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Бельков Сергий прот.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ

     

    Санкт-Петербургская Епархия начала свое служение по противодействию наркомании с конца 80-х начала 90-х годов прошлого столетия. Изначально эта помощь выражалась в духовном окормлении наркозависимых и членов их семей в приходских храмах и монастырских подворьях. Чуть позже, монастыри через свои подворья и напрямую стали принимать страдающих недугом наркомании уже на стационарную реабилитацию, т.е. с проживанием и окормлением их вне криминогенной городской среды.

    Однако организованную, системную форму, реабилитация наркозависимых приняла с момента создания в 1996 году центра для наркозависимых при православном приходе Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное Санкт-Петербургской епархии. Таким образом, на всей канонической территории Русской Православной Церкви включая и ее зарубежные приходы, появился первый приход, основная целевая направленность которого рассматривалась как помощь наркозависимой молодежи и членам их семей. Через ознакомление с опытом работы этого центра были организованы аналогичные центры и в некоторых других епархиях РПЦ.

    В настоящее время в РПЦ насчитывается около шестидесяти реабилитационных центров. В связи с этим возникла необходимость изложить в виде методологии церковный опыт реабилитации, который уже зародился в православной церкви, доказал свою устойчивость и эффективность и основан на многовековом опыте православной аскезы. Создание методологии преследует цель для реализации ее в первую очередь в церковных общинах как приходских, так и монастырских или других видах терапевтических сообществ, которые хотели бы строить свою работу с наркозависимыми и созависимыми на основе методологии согласной с православным вероучением.

    В настоящей статье автор не ставит целью описание всей методологии социальной реабилитации наркозависимых, а предлагает ознакомиться с основными принципами церковной реабилитации.

    Можно выделить три основных принципа церковной методики реабилитации, которые в совокупности отличают ее от других известных методик, делают ее несводимой к ним:

    1. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.
    2. Основной этап церковной реабилитации осуществляется непосредственно в приходских или монашеских общинах. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов в постоянном контакте с насельниками монастыря или членами прихода. Засвидетельствовавший намерение освободиться от наркотической зависимости человек приглашается на приход или в монашескую обитель не в качестве пациента, а принимается как новый брат или сестра, которым предоставляется возможность непосредственно прикоснуться к тайнам церковного бытия.

      Отличительным признаком жизни общины является Евангельская любовь и забота друг о друге ее членов: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в церковную общину, члены которой стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. В окружении и при помощи церковных людей проще перенимается бескорыстный и уважительный образ общения между людьми, меняются жизненные установки, легче совершается вхождение в сакраментальную жизнь Церкви. Степень и сроки воцерковления и приобщение к внутренней жизни общины определяются желанием каждого проходящего реабилитацию.

    3. Главенствующая роль священника в реабилитационной деятельности церковной общины.
    4. Православная Церковь исповедует, что Бог реально присутствует и участвует в делах общины верных согласно Своему свидетельству: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Бог действует в среде своего народа посредством церковных Таинств и духовного водительства. В своей деятельности по реабилитации служители Церкви являются соработниками Божиими. В жизни церковной общины особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенника. Поскольку вся жизнь прихода структурируется вокруг священника, реабилитационный процесс также выстраивается с опорой на священника. Он, как пастырь, несущий ответственность за все происходящее в общине, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов и при принятии ключевых решений по вопросам реабилитации. Группа проходящих реабилитацию людей сознает его руководящую роль в реабилитации.

      В деятельности прихода или монастыря, в отличие от деятельности светских реабилитационных центров, работа с наркозависимыми людьми не является главной. Для церковной организации это всего лишь одна из форм социального служения. Данное обстоятельство способствует достижению важного для успешной реабилитации результата. Пагубной ошибкой наркомана является его упрямое желание думать, что жизнь вращается вокруг него. Сложность состоит не в том, чтобы понять это, а в том, чтобы с этим смириться. В центре приходской и монашеской жизни находятся Бог и богослужение, все иерархически выстраивается вокруг этого центра. Настоятель и монашеское или приходское братство не диктуют основные правила жизни, они не более, как служители. Законодателем и хозяином является Бог. Так это и везде в мире, но мир не всегда желает с этим согласиться, и потому увидеть истинный центр жизни вне Церкви непросто. А в жизни в церковной общине такое положение вещей очевидно. Поскольку смириться надлежит не перед человеком, а перед Богом, и пред глазами молодого человека предстоит добрый пример подобных ему людей, сделавших этот шаг, то он, наконец, занимает свое настоящее место. Следствием является позитивная перемена в его отношениях с окружающими, в первую очередь с собственными родителями. Человеку, сумевшему один раз поставить себя на подобающее ему место, вернуться к прежнему безумию почти невозможно. Это способствует коренному исправлению жизни наркозависимого - его уходу от наркотиков.

    5. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.

    Наркотическая зависимость представляет собой сочетание греховной страсти и тяжелого заболевания. Учителя духовной жизни, православные монахи-аскеты показали, что успешно бороться с какой-либо страстью можно только имея обстоятельные знания обо всех особенностях данной страсти, ее действий, оправданий, ее малопонятных проявлений, ясным пониманием того, что поддерживает и что обессиливает страсть. Для того чтобы помочь наркозависимому человеку, необходимо понимать его проблемы, связанные с зависимостью, на физическом, психическом, социальном и духовном уровнях. Члены общины, участвующие в реабилитационном процессе, должны быть компетентны в понимании природы зависимости, знать процесс реабилитации наркозависимых людей, владеть информацией о существующей региональной системе поддержки. В процессе реабилитации помогающий должен вооружить реабилитантов всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления.

    Церковная реабилитация предполагает участие в ней также и специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников. Но специалисты-профессионалы могут допускаться к участию в реабилитационном процессе, организованном в православной общине, при условии, что они являются воцерковленными людьми или, как минимум, разделяют христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения (единство духа) основных деятелей реабилитации является необходимым условием, как внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса, так и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины.

     

     

    Издание:

    Бельков Сергий прот. Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 30 апреля 2012 г. Часть 4. – Тамбов, 2012, с. 27-29.

     

    Текст в из Библиотеки христианской психологии и антропологии (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .