ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоний (Храповицкий) митр. Нравственное содержание догмата о Св. Духе (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Антоний (Храповицкий) митр.

    НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОГМАТА О СВ. ДУХЕ

     

    Просвещенные христиане знают, что Св. Дух есть третье Лицо Пресвятой Троицы, источник благодатного озарения пророков и апостолов, а равно и всякого благодатного дара, подаваемого христианам во св. таинствах, особенно же в таинстве миропомазания и священства. Надо однако признаться, что самые свойства этих благодатных даров сознаются у нас довольно смутно.

    Учение о третьем Лице Пресвятой Троицы с наибольшею ясностью было раскрыто в Прощальной беседе Господа со своими учениками. Никакое предубеждение не может уничтожить той ясной истины, что под Утешителем Господь разумел не какую-нибудь безличную силу Божию, а именно живое Лицо, отличное от Него и от Бога Отца, как именно "иного Утешителя." Свойство Св. Духа, как живой личности, сказывается и в том, что хотя слово дух по-гречески среднего рода, но заменяющее его местоимение употребляется в мужском: (Ин. 16:14 и проч.). Какую же мысль заключает в себе то наименование Утешителя, с которым впервые открыт догмат во всей его ясности?

    С первого взгляда может показаться, что Св. Дух будет утешать апостолов в разлуке с Иисусом Христом. Однако подобное толкование опровергается Его же словами: "лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, пришедши, обличит мир о грехе, и о правде и о суде" (16:7-10). Утешение в потере, очевидно, не может быть ценнее самого потерянного предмета; поэтому объяснения этого имени должно искать в дальнейших словах: Св. Дух будет утешать последователей Господа в их борьбе с миром и в ненависти к ним мира. Действительно, дальнейшая речь Господа раскрывает со всею ясностью значение небесного Утешителя. В то время, как мир будет презирать проповедников Евангелия, будет ненавидеть их и преследовать (15:17-21), и даже считать угодным Богу их убиение (16:2); в это же время Утешитель, пребывающий в апостолах, будет поддерживать бодрость в их, дотоле малодушных, сердцах, наставляя их на всякую истину, напоминая и разъясняя им прежние мысли их Учителя, дотоле им непонятные, — и раскрывая им будущие судьбы мира, и обличая через них этот гордый мир в грехе неверия (16:9-14). Таким образом, взамен прежнего страха перед мирской силой и оружием, взамен скорби об уничижении их Учителя, Утешитель вложил в сердца апостолов то начало нравственного удовлетворения, которое научит их торжествовать среди гонений.

    Все это так и сбылось вскоре после Пятидесятницы, когда, поруганные и опозоренные темничным заключением, апостолы вознесли к Богу восторженную молитву, "и по молитве их поколебалось место, где они были собраны и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением" (Деян. 4:31).

    В таком понимании слова Утешитель – в смысле утешителя исповедников Христовой истины, в смысле подателя нравственного удовлетворения при внешних страданиях, мы убедимся, когда отыщем, откуда Господь заимствовал это наименование в области известных тогдашним иудеям религиозно-нравственных представлений, а затем проследим действие Св. Духа в жизни апостолов и строе Церкви Христовой. При этом остановим свое внимание на том обстоятельстве, что дарование радостного терпения возможно лишь от "иного Утешителя," а не от самого Иисуса Христа.

    Уничижение, в котором всегда пребывает на земле дело Христово и делатели Его, постоянно будет искушать последних тем унылым сомнением, в котором коснели ученики Его, не хотевшие еще верить вести о Его воскресении и говорившие о Нем: "а мы надеялись было, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля" (Лк. 24:21). Правда, ученики не решались назвать Иисуса обманщиком, но готовы были счесть Его за самообольщенного человека, как смотрят на Него нынешние иудеи. Посему-то нужен иной Свидетель, идущий вслед Христу, как Предтеча шел впереди Его – свидетельствующий об Иисусе (Ин. 15:26), что Он восшел ко Отцу, а князь мира сего осужден (16:11). С этим Утешителем апостолам во время их проповеди было лучше, чем с самим Иисусом Христом, ибо просветленные Его небесным учением и свидетельством об Иисусе, они становятся к Нему ближе, чем были при жизни, когда не могли вмещать Его слов, которые теперь Дух Святой напоминает и изъясняет им (16:12-13), так что они не боятся креста, но даже хвалятся им (Гал. 6:14). "Иисус, дабы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, —в заключение призывает один из апостолов, — выйдем к Нему за стан, нося Его поругание" (Евр. 13:12-13), т.е. ради Него выйдем из охраняемых миром законов общежития в состояние позорных отверженников, не боясь последнего, так как его переживал и Сам Христос.

    Как приблизить нашему непосредственному разумению такое действие "иного Утешителя"? – Думается, что многие испытывали нечто подобное в своих страданиях за правду. Когда за совершенно правое и святое дело приходится принимать уничижение и ненависть, иногда даже со стороны людей уважаемых и дорогих, тогда душа наша впадает в темное и беспросветное состояние. Бог Промыслитель, допустивший это, тогда нам кажется тоже карателем, а не Покровителем; состояние бывает близкое к отчаянию. Но вот встречается нам, в качестве утешителя, хотя бы простой человек, но чистый и убежденный, исполненный радостного одушевления. Тогда точно огонь возгорается в нашем сердце, и внезапно те самые обстоятельства, которые подавляли нас горем, теперь начинают воодушевлять героическим восторгом: такова сила утешителя! В истории страданий святых мучеников подобные явления происходили весьма часто. Для крепости их нужны были иные утешители, когда самый путь креста Христова подвергался искусительному испытанию в истомленной душе: нужен был внешний свидетель и утешитель, как тот Ангел, который укреплял Иисуса Христа в Гефсимании. Таковы утешители – люди и ангелы, а еще сильнее Утешитель – Дух Святой для страдальцев за Христа. Очевидно, что таким утешителем не может быть действующая в страдальцах вера Христова, а удостоверяющий в самом ее действии в те часы скорбей особый, равный Христу, Утешитель иной, не меньший, чем Сам Христос, Божественный, не тождественный с испытывающим Отцом и как бы испытуемым Сыном. Вот в чем и заключается высокое значение даров Св. Духа, Который, подавая исповедникам Христовой истины сверхъестественную радость в скорбях и внутреннюю духовную победу над торжествующею извне неправдою мира, является увенчивающим подвиги святых, как Бог, и потому называется не иначе, как именно Духом Святым.

    Теперь проверим такое значение этой истины через Ветхий и Новый Завет и жизнь Св. Церкви. Господь называет Св. Духа Утешителем в смысле источника нравственного удовлетворения страдальцев. Такое понятие не чуждо было священным книгам Ветхого Завета, согласно которым располагались нравственные понятия Его слушателей и из которых черпались все богословские определения Евангелия от Иоанна, например: слово, жизнь, путь, истина, благодать, свет и пр.

    Имеется ли в Ветхом Завете понятие утешение, утешитель, в смысле нравственного удовлетворения? – Имеется, и именно в совершенно тождественной связи идей, как и в Прощальной речи Спасителя. "Видел я, говорит Экклезиаст, всякие утешения, какие делают под солнцем, и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли" (4:1-2). Ужасны, по слову Экклезиаста, не столько самые страдания, сколько отсутствие при них утешения, осмысления их. Слово утешитель обозначается в греч. Библии тем выражением, как и утешитель Нового Завета, параклит, еврейским менахем, от глагола нахам. Глагол этот именно обозначает удовлетворение, например, в словах Господних у прор. Исайи: "о, Я удовлетворю Себя над противниками Моими" (1:24). От этого же глагола произведено название Ноя, этого преимущественного носителя благодати и праведности (Быт. 6:8) в допотопное время и обличителя греховного мира. Когда он родился, то отец его "нарек имя ему Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Бог" (Быт. 5:29). Равно и в других местах Ветхого Завета это слово обозначает примирение со страданиями, внутреннее удовлетворение, т.е. успокоение добрых или обличение злых. Поэтому и Нафана обличителя евреи называют менахем. Такого-то утешителя скорбящих и ожидал Экклезиаст, и, не находя его, признал всякое доброе начинание человека бессильным и бесплодным, так как кривое не может сделаться прямым (1:15), а всякий труд и всякий успех производит только зависть (4:4), и на земле одна участь бывает и праведному, и нечестивому, доброму и злому (9:2).

    Если же участь праведных и грешных одна, и даже праведным скорее предлежит крест и гонения, нежели беззаконникам, то что тогда может удержать их от греха уныния? – Удержит именно тот Утешитель, Который еще не был открыт Экклезиасту, но был ниспослан от Отца Господом Иисусом Христом, так что победоносная радость в скорбях, стойкость в распространении веры Христовой продолжали называться у христиан утешением Св. Духа, как сказано в Деяниях: "церкви... при утешении от Св. Духа умножались" (9:31). Самое слово утешение, утешаться во всем Новом Завете обозначало именно внутреннее удовлетворение (напр. Матф. 5:4; Лк. 6:24; 16:25), и при том преимущественно в смысле утешения в скорбях, претерпеваемых за дело Божие в борьбе с миром или с самим собой (Деян. 20:1-2; Рим. 15:4; 1 Кор. 4:13; 2 Кор. 1:4 и 7:7-13; 1 Сол. 3:2 и 2 Сол. 2:16).

    Это святое, только христианам доступное настроение, было, есть и будет даром Утешителя Св. Духа. Дары эти разнообразны, по смыслу Св. Писания, но все они имеют целью духовное совершенство. Прежде всего, усвоение Св. Духа верующими изменяет их в нового человека: "Я крещу вас в воде, в покаяние, – говорил св. Предтеча, – но идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3:11). Это второе крещение совершилось в день Пятидесятницы после вознесения Христова, сказавшего апостолам: "Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым" (Деян. 1:5). Всякий знает, насколько изменились апостолы после этого дивного одухотворения.

    В послании к Коринфянам перечислены те духовные совершенства, которые сообщаются через усвоение Св. Духа: дар мудрости, веры, исцеления, пророчества и прочее (1 Кор. 12:8-11). В других изречениях Нового Завета об этих дарах говорится отдельно. Так прежде всего Дух Св. проясняет совесть человека, дает ей высшую и непререкаемую уверенность в своих показаниях: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом," – пишет апостол Павел. Вот почему, по слову ап. Петра, Св. Дух вселяется с особенной силой в тех, кто ради послушания совести терпит скорби: "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется" (1 Петр. 4:14). Если кого влекут на допрос за Христову истину, то Св. Дух отвечает за такого праведника на суде: "не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас," предупреждает Господь своих апостолов (Мф. 10:20), и действительно, когда члены нескольких синагог вступили в спор со Стефаном, то "не могли противостоять мудрости и Духу, которыми он говорил" (Деян. 6:10). Напротив, грех против Св. Духа есть то сознательное отвержение свидетельства совести, которое поэтому и не может проститься человеку, что он пребывает в добровольном ожесточении. Как просветитель нашей совести, усваивающий нам пренебрежение к опасностям Св. Дух есть и для нас самих и для внешних всегдашний Свидетель истинности пути Христова, Свидетель Его Божества, как и обещал Господь в Прощальной беседе. Обещание это сбылось очень скоро, ибо через несколько недель апостолы говорили на суде: "свидетели Ему (т.е. Христу) в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему" (Деян. 5:32). Сей Св. Дух уверяет нас в том, что Христос в нас пребывает (1 Ин. 3:24) и что мы дети Божии (Рим. 8:16). Посему Он не только вселяет в нас терпение, но и надежду с любовью (Рим. 5:5), а любовь эта вселяет в нас постоянную радость во Св. Духе (Рим. 14:17). Но такая радость вовсе не есть бесплодный пиэтический восторг, а любовь ко всем, почему и общение христиан, по слову апостола, было общением Св. Духа (2 Кор. 13:13). Как говорит апостол Павел, блюстителей стада Христова ставит именно Св. Дух пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20:28). Христос Спаситель изобразил этот дар учительства, как дар восторга и любви в следующих словах: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой". Апостол Иоанн поясняет, что "сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие во имя Его, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин. 7:38-39).

    Сохранила ли Церковь такое возвышенное учение о деятельности Св. Духа, о Его дарах? – Не могла она не сохранить уже потому, что ее богослужебные молитвы составлены, как мозаика, из слов Св. Писания. Возьмите службу на день Св. Троицы, возьмите третьи воскресные антифоны на восемь гласов, и вы найдете в них именно те мысли о Св. Духе, которые мы излагали. Или рассмотрите церковные молитвы при совершении священнодействий, в которых преимущественно подается благодать Св. Духа, т.е. при совершении Таинств; или даже разберите содержание молитвы ко Св. Духу, Царю Небесному, с которой добрый сын Церкви начинает каждое дело – и вы увидите, что везде здесь мысль о нравственной чистоте, о ясности совести, о единении с Богом и Иисусом Христом, об общении в любви со всеми.

    Превратное, чуждое нравственного очищения, учение о благодати, присущее хлыстам и другим сектантам, понуждает их удаляться от Церкви и ненавидеть её, как тьма ненавидит свет. Несколько внешнее, механическое представление облагодатствования человека свойственно протестантским и католическим богословам, но, слава Богу, оно никак не может привиться к религиозной практике православных, хотя и силится оказать влияние на учебную литературу. Православное богослужение с такой силой проникнуто учением о вере, чистоте сердца, искренности и смирении, как главных условиях нашего приближения к Богу, что никакое внешнее влияние не способно заглушить просветленную ими совесть православных христиан.

    Но скажут: наша православная вера свята по своему учению, но какова она в сознании её теперешних носителей? – Если мы снова обратимся к практике, то увидим, что православные люди никогда не теряют сознания, что Бог требует от них прежде всего святости, что все дары Св. Духа суть дары внутреннего освящения. Это стремление к духовной чистоте, это постоянное сокрушение о своей греховной нечистоте есть не только основное настроение нашей веры, но и нашего верующего общества и верующего народа. Благочестие он понимает, как самоотверженный и даже страдальческий подвиг за Христову истину, тот подвиг, в котором утверждает христиан Св. Дух. Ему да будет слава со Отцом и Сыном во веки.

     

     

    Издание:

    Антоний (Храповицкий) митр. Нравственное содержание догмата о Св. Духе // Миссионерский Листок. 2005, № 111а (интернет-издание).

     

    Первоначальный файл с сайта fatheralexander.org.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659