ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоневич А. В. Православная антропология русского зарубежья (текст). – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Антоневич Александр Васильевич

    Православная антропология русского зарубежья:
    прот. Василий Зеньковский и архим. Киприан (Керн)

     

    1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности.

    Как мы уже отмечали в начале первой главы, идея возможности преобразования современной секулярной культуры в православную культуру путём восстановления утраченной целостности человеческой личности через Церковь, которая являлась бы внутренним животворящим центром этой культуры, пришла к Василию Васильевичу Зеньковскому главным образом после чтения св. Отцов восточной Церкви, а также изучения наследия Гоголя и славянофилов и была главной движущей силой в стремлении построить такую систему христианской философии, которая на основе рецепции философского и научного знания смогла бы выразить истину христианского откровения о человеке.

    Именно поэтому антропологическая проблематика оказывается стержнем всех его религиозно-философских и научных построений.

    Зеньковский приходит к выводу, что современному научному и философскому мировоззрению, принимающему теперешнее состояние мира и человека как данное от века, как норму бытия, стало чуждым учение Церкви о творении мира, о грехопадении и спасении человека – учение, на котором основана христианская антропология. Современная антропология, сформированная главным образом научным мировоззрением, постепенно  зашла в тупик. Для выхода из него необходимо восстановить утраченное единство с религией, преодолев секуляризацию культуры. Именно православная вера, согласно Зеньковскому, может стать внутренним скрепом всей культуры. Но так как сейчас религиозное воспитание вытеснено почти из всех сфер человеческой жизни, а в западном христианстве, в католической и особенно в протестантской его форме, как мы отмечали выше, произошло искажение, обмирщение и самого религиозного сознания, – что и привело к кризису бездуховности, – то созрела необходимость построения такой православной культуры, которая объединила бы все сферы человеческой деятельности на основе православной веры. Можно с уверенностью сказать, что религиозное воспитание в духе православия способно решить эту задачу.

    Нам важно уяснить: как же происходил процесс секуляризации культуры в Западной Европе? В. В. Зеньковский прежде всего подчёркивает, что уже к концу XIII в. "особой силы и влиятельности этот процесс достиг в области науки и философии, которые очень рано стали претендовать на "автономию", т. е. на полную независимость от Церкви" [191]

    Ещё Альберт Великий, приходит он к выводу, заложил идею отделения философии от богословия, а Фома Аквинский закрепил её, признав приоритет lumen naturale rationis достаточным для понимания мира, тем самым Откровение оказывалось лишь дополнением к этому "естественному разуму" и, тем самым, создавались предпосылки для формирования философии религии, а не религиозной философии.

    Отделение философии от богословия нарушало иерархию процесса познания, его целостность и действенность. Зеньковский пишет: "неправильна сама установка на "самостоятельности" (автономии) и независимости философской мысли. Дело в том, что сама природа нашей мысли... движется в линиях религиозного сознания... это вовсе не упраздняет философии, а только вводит её в определённые границы, уясняет основной смысл "свободы" нашей мысли... философия, отрывающаяся от Откровения, не может пойти дальше собирания частичных истин или уяснения диалектической связанности тех или иных идей" [192].

    Положение Фомы Аквинского о несовместимости идеи безначальности мира, идущей от Аристотеля, с понятием творения постепенно привела к утверждению внерелигиозной установки, перешедшей в антирелигиозную. Идея религиозной философии, отброшенная томизмом, отбрасывалась и Реформацией.

    Итак, западный рационализм утверждает секуляризм, т. е. отрыв Церкви от науки и философии, что, по сути приводит последователей Фомы Аквинского (Сертиянж, Жильсон [193]) и к отвержению самой возможности христианской философии, в которой бы философия и богословие были неразрывно связаны.

    Но вера апостолов не разделяла веры и знания: вера была у них "знанием", близким с обычным знанием, но она требовала "обновления ума" (Рим. 12, 2). По ап. Павлу, христианам надлежит "иметь Бога в разуме" (Рим. 1, 28). Зеньковский выделяет тот факт, что уже при ап. Павле христианство вступило на путь рецепции из греческой философии некоторых принципов платонизма, терминологии и даже литургических элементов, показав тем самым, что единство веры и разума нам не дано, но задано, т. е. необходимы усилия духа для его восстановления [194].

    Идея необходимости восстановления первоначальной цельности человеческой личности через Церковь, которая является "носителем единства мира" [195], легла в основу христианской философии Зеньковского, доказательство самой возможности которой вновь обостряет вопрос о взаимоотношении философии и богословия.

    Ещё у Хомякова антропология была посредницей между богословием и философией [196].

    Зеньковский сделал большой вклад в разработку этой тематики, но, к сожалению, многие его положения и по сей день остаются не вычитанными, ибо цитируются по большей части фрагментарно, в отрыве от общего контекста.

    Актуальность темы очевидна: "Конвергенция богословия и философии в области антропологии развёртывается не одномоментно, а в многообразных взаимодействиях и формах. В начале ХХ в. возникла религиозно-философская антропология" [197]

    Сегодня происходит "антропологизация богословия" [198]; вокруг антропологии вращается вся этико-религиозная проблематика. "Теперь уже стало общим местом утверждение, что в наше время богословие должно стать антропологией" [199].

    Профессор Московской Духовной Академии Алексей Осипов ещё в 1999 г. писал, что сейчас есть достаточные условия к развитию плодотворного диалога между религией, философией и наукой, "изоляция же науки и философии как высокоспециализированных социальных реалий от Православия неизбежно ведёт к разрушению целостности и многомерности видения мира и самого человека, как показывает наша история, к самым печальным последствиям" [200].

    Насколько эффективно используем мы эти "достаточные условия"? Не упускаем ли пока ещё данную нам возможность вернуться к целостному мировоззрению посредством религиозного пробуждения нашего сознания через воспитание личности в духе Православия? Созрела необходимость пересмотра всех сфер человеческого знания с позиции религиозной веры.

    Антропологические идеи В. В. Зеньковского, при внимательном их прочтении, побуждают нас именно к этому: ничто иное, как религиозная вера может и должна стать той свободной основой, которая способна создать условия для единения науки и философии в сфере антропологии, служить источником целостного мировоззрения.

     

     

    [191] Зеньковский Василий прот. Апологетика. М., 2004. С. 11.

    [192] Зеньковский В. В. Основы христианской философии. Там же. С. 17.

    [193] Там же, с. 13 (См. также: Sertillanges. Le christianisme et les philosophies. V. 1. P. 24; Gilson. L`esprit de la philosophie vedievale. V. 1. P. 13, 38).

    [194] Там же. C. 22.

    [195] Там же. С. 184.

    [196] Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч.1. Там же. С. 203.

    [197] Константин (Горянов) епископ. Религиозно-философская антропология В. Несмелова // Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004. С. 303-323.

    [198] Хоружий С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. Там же. С.156.

    [199] Иоанн Мейендорф прот. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981. С. 175.

    [200] Осипов Алексей, проф. Чтобы не пришла тьма // Православная беседа. № 2. 1999. С. 16.

     

     

    © Сайт Христианская психология и антропология (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 01.04.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659