ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Амвросий (Ермаков) еп. Об избегании греха (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Амвросий еп.

    ОБ ИЗБЕГАНИИ ГРЕХА

    Проповедь, сказанная на Великом повечерии в храме Иоанна Богослова 8 марта 2011 г.

     

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Великий покаянный канон Андрея Критского – это и образец молитвы и вместе с тем очень глубокая проповедь, восхищающая образами, знанием человеческой души, изобилующая изящными поэтическими узорами. Любое иное слово на фоне Великого канона тускнеет, но покаянные слова преподобного Андрея побуждают к рассуждению, так необходимому всякому христианину и особенно священнослужителю, настоящему или будущему. Ведь без знания основ жизни духовной христианин может наделать немало ошибок, а священник принести вреда больше, чем недоучившийся или купивший диплом врач.

    Сегодняшняя часть покаянного канона начиналась с таких слов: "Превзойдя Каиново убийство, я по сознательному соизволению, через оживление плоти, сделался убийцей души, вооружившись против нее злыми моими деяниями". Убийство Каином Авеля уже в веках стало образом страшного преступления братоубийства. Мы же, почти ежедневно, совершаем более страшное убийство: умерщвляем свою душу, в безрассудстве вооружаясь против самих же себя. Когда мы делаем этот шаг, закрывая свое сердце от света всепрощающей Божественной любви, тогда мы лишаем себя дара прощения и исцеления, ибо в злохудожную душу не внидет Господь. Когда мы предаем любовь к Богу, оставляем, как говорит тайнозритель Иоанн Богослов, первую любовь и заменяем ее ложной любовью к миру, который "есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", мы исторгаем из своей жизни любовь Отчую, и она, не нарушает нашу волю, уходит от нас.

    "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин 2:15), – эти слова говорит человек, которого через века христиане называют апостолом любви. "Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор 15:33) и "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе" (Пс 1:1).

    Однажды к авве Макарию пришли из Александрии семь братьев, чтобы испытать его, и спросили: "Скажи, отче, как нам спастись?" Старец вздохнул и сказал: "Братья, каждый из нас знает, как спастись, но мы не хотим быть спасенными". "Мы очень хотим спастись! – возразили александрийские братья, – но нам не дают покоя лукавые помыслы. Что же нам делать?" И старец им ответил: "Если вы монахи, зачем вращаетесь среди мирян и сближаетесь с мирянами? Отрекшиеся от мира и носящие святую монашескую одежду, но при этом остающиеся среди мирян, обманывают сами себя. Кто постоянно ходит к мирянам без всякой необходимости, а так, для времяпрепровождения, тот в сущности и не монах вовсе", – закончил свой ответ авва Макарий.

    Кажется, эти слова относятся только к монахам. Но в отношении к миру, лежащему во зле, к миру, как к совокупности страстей и явному носителю пороков, любой христианин в каком-то смысле инок, взятый в удел Божий, получивший царственное священство. Любой христианин в этом мире – человек совсем иной жизни, нежели та, которую предлагает мир. Слова апостола Иакова относятся не к монахам только, но ко всем христианам: "Кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу" (Иак 4:4). Но ведь, братья и сестры, так часто и бывает. И вместо того чтобы улавливать души людей в евангельские сети любви, чистоты, правды, мы сами попадаем в тенеты дьявола, которые он раскидывает везде, и особенно в среде людей нечестивых, являющихся носителями и распространителями греховной заразы. И потому именно о нас еще одни слова святого Андрея Критского: "Я подражал необузданно поступившим современникам Ноя, унаследовав их жребий – потопление потопом".

    Один из патериков приводит поучение святого Ефрема. Как-то два человека оделись понаряднее и в таком виде пошли на рынок. Один нечаянно споткнулся, упал в грязь и испачкал все свое роскошное платье. От зависти он тут же стал толкать и товарища в грязь, чтобы не одному было позорно. Так поступают многие: сами отпадут от добродетели и стараются других потянуть за собой, чтобы позориться не в одиночку. При этом они говорят смиренно, с елейным видом, лишь бы любыми способами совратить тех, кто им доверился. Они не только не стыдятся вести себя в скверне, но откровенно говорят ближнему: "Ну и что тут такого? Все мы грешники, с кем не бывает. Такова жизнь, не согрешишь – не покаешься". "Отвергайся таких людей, возлюбленный, чтобы они не соблазнили тебя сладкими словесами и не увлекли в вечный огонь," – заключает святой Ефрем.

    "Глупый и неразумный друг, – поучает авва Исаак, – источник всякого вреда, а беседа людей разумных – сладостный родник. Сидеть рядом с неразумным – гибель для сердца".

    Авва Агафон говорил: "Даже если я очень люблю кого-нибудь, но пойму, что он вводит меня в грех, то отсекаю его от себя. Нужно бежать от всех делающих беззаконие. Ведь когда мы отвергаем творящих беззаконие, то проявляем свою любовь к Богу, и Он дарует нам мужество", – утверждает святой авва. Только дружба, основанная на добродетели в высоких целях духа, общих идеалах и высоких устремлениях, изобилует жизнью. Дружба же, основанная на пороке, корысти и общих темных делах, приводит к разочарованию, крушению и может обернуться самой настоящей смертью души. Посему дорогие братья и сестры, извлекая один из уроков, который дает нам Великий пост и преподобный Андрей в своих словах великопостного покаянного канона, будем стремиться искать сообщества добрых людей, а от злых уклоняться. Пусть наставления св. Андрея Критского, побуждающие нас к рассуждению, о целеполагании на пути нашего духовного совершенства произведут в нас хотя бы небольшое изменение, о котором так замечательно сказано в Книге Притч: "Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее" (Притч 9:9). А мы, завершая благословенный вечер вторника первой седмицы Великого поста, проведенный в совместной молитве, заключительные слова обратим к своей душе и скажем ей вместе с преподобным Андреем: "Избегай, душа моя, воспламенения греха, избегай пламени всякого безрассудного стремления". Аминь.

     

     

    Первоначальный файл с сайта spbda.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659