ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Амвросий (Ермаков) еп. Наша эпоха должна стать эрой милосердия и любви (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Амвросий еп.

    НАША ЭПОХА ДОЛЖНА СТАТЬ ЭРОЙ МИЛОСЕРДИЯ И ЛЮБВИ

    Проповедь на миссионерской литургии в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга – 24 марта 2013 года, в Неделю Торжества Православия

     

    Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

    Наш с вами век, дорогие братья и сестры, полон неверия, скепсиса, а зачастую и презрения. Нередко звучит критика Церкви, сомнения в христианстве. Сегодня мы слышали слова евангелиста о том, как сомневался один из будущих учеников Господа. Сколько Нафанаилов найдется сегодня в мгновение ока рядом с человеком, который решится публично засвидетельствовать свою веру и свои убеждения! На полные внутреннего света, радости и надежды слова, которые каждый из нас время от времени обращает к своим братьям, знакомым, коллегам и ко всему обществу: "Порадуйтесь со мной, ибо сегодня я встретил Того, встречи с Кем искал всю мою жизнь! В глубине моей души у меня произошла встреча с удивительным Учителем из Назарета и я обрел смысл жизни, мое сердце отныне наполнено радостью, а мысли и чувства глубиной вечности!", – отовсюду сразу же доносятся голоса: "Куда ты идешь? Может ли быть что-то доброе из этого клерикального Назарета?".

    И каков же может быть наш ответ? Станем ли мы последовательно доказывать нашим оппонентам неоспоримую истину христианства, оперируя высокими богословско-философскими категориями? – Но подобный разговор не вызовет ничего кроме презрительной ухмылки "прогрессивного сознания эпохи постмодернизма", торжествующего над "диким обскурантизмом" тех, кто, по мнению наших современников, затерялся в лабиринте средневековья. Попробуем ли доказать, что в христианстве мы обретаем подлинную самоидентичность и становимся причастниками того незыблемого религиозного и культурного наследия, на фундаменте которого наши предки некогда воздвигли колоссальную цивилизацию? – Но процессы всеобщей глобализации столь стремительны, что в сознании человека все более и более обесцениваются такие понятия, как родина, вера, культура. Хаотичность мышления и неразвитость сердца приводят к дефициту внутренних принципов, что, по словам философа Хосе Ортега, превращает современное общество "в массу всякого и каждого, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает себя таким же, "как все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью. Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой, как все, рискует стать изгоем".

    А потому, как и тысячелетия назад, единственным возможным ответом на вопросы всех тех, кто с живым интересом, со скепсисом или недоверием вопрошают нас о нашей вере, может быть лишь одно: "Пойди и посмотри!". Но задумаемся на мгновение: на что именно посмотреть призываем мы людей? На золото куполов? На красоту церковной службы? На великолепное пение хоров кафедральных соборов? Заключен ли действительно во всех этих элементах Тот Божественный Учитель, с Которым мы хотим познакомить других людей? Действительно, красота много значит в нашей жизни и даже может стать дверью в мир Церкви и религии, но, как показывает практика последних лет, в устах других эта же самая красота может стать поводом осудить Церковь. Так куда же идти и что же увидеть призываем мы наших неверующих или сомневающихся братьев? Ответ один: посмотреть на нас самих, ибо Учитель познается в своих учениках.

    В связи с этим особое значение приобретает празднуемое сегодня, в первое воскресение Великого поста, в Церкви событие, именуемое "неделей торжества Православия", торжества веры Христовой над земной неправдой и над человеческими заблуждениями. История этого праздника восходит к 843 году, когда созванный императрицей Феодорой собор восстановил иконопочитаение в Византийской империи, благодаря чему и поныне в наших храмах мы видим эти удивительные творения человеческих рук, но и человеческого духа, через которые нам открывается реальность миров иных, посредством которых Церковь земная, еще осуществляющая свое путешествие в этом мире, уже может почувствовать свою сопричастность Церкви небесной, Церкви вселенской, Церкви торжествующей.

    Но для нас с вами, людей, живущих в XXI веке и отдаленных от всей этой древней полемики, важно понимать, что спор об иконах был спором не о кисточках и красках, а о вещах много более значимых. Ведь если "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины", если "мы ВИДЕЛИ славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин 1:14), то значит Господь стал видимым для человеческих глаз, стал изобразимым, как о том говорит и великий Иоанн, небесный покровитель наших духовных школ: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18). Именно этот живой опыт апостолов-самовидцев, это знание воплощенного Слова и стало основой Церкви, потому и сама Церковь – это уже икона, видимое изображение незримого Бога в этом мире. Но видится Бог не в золоте куполов и блеске зданий церковных, а видится Он в каждом из нас. Все мы, члены живого церковного организма – вот подлинная икона Божия, вот те самые "образ и подобие", о которых говорил Предвечный Совет.

    Действительно, вспоминая Торжество Православия, мы вспоминаем, прежде всего, имена многих и многих святых, отдавших свои силы, здоровье, а зачастую и жизни, ради торжества Истины в этом мире. И в этом смысле мы с вами подобны карликам, но карликам, стоящим на плечах гигантов, маленьким людям, но за которыми стоит громада всей церковной истории. Однако каждая эпоха ставит перед Церковью свои вопросы, свои задачи и свои вызовы. И для ответа на эти вызовы Церковь нуждается в новых гигантах, ибо не может устоять Церковь, состоящая из одних лишь карликов. Говоря об актуальных проблемах Церкви, мы постоянно оборачиваемся за помощью в прошлое, забывая, что великие святые отцы уже исполнили свой долг перед Небом: в свое время они уже отстояли Церковь, завещанную им Самим Христом. Сейчас пришло наше время водрузить на наши плечи бремя заботы о Церкви. Сбежать от этой ответственности – значит сбежать от Самого Бога, сбежать от Его просьбы, обращенной к нам. Выпавший на нашу долю век уже не ставит перед нами задачи объяснить высокими богословскими и философскими категориями христианское учение; главное служение и главная миссия нашего века – миссия милосердия. А потому нашу эпоху для Церкви можно назвать эрой милосердия и любви. Подлинные гиганты нашего времени познаются не в богословии, риторике или церковной политике, а в делах милосердия.

    И пусть зачастую наши плечи ничтожно малы, пусть мы мелко живем, мелко мыслим, мелко чувствуем, однако наш удел – быть гигантами. Для этого мы и совершаем наше земное странствие: дабы, начав его на четвереньках, закончить с высоко поднятой к Небу головой. Будем стремиться к тому, чтобы стать гигантами духа, исполинами милосердия и незыблемыми колоссами веры. Тогда переданная нам Великими Отцами древности Церковь и в наш атомный век будет иметь свое Торжество, ибо подлинное торжество Бога на земле вершится в жизни каждого из нас.

    Аминь.

     

     

    Первоначальный файл с сайта spbda.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659