НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Амвросий (Ермаков) еп. Начало великопостного дела – смирение (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Амвросий еп.

    НАЧАЛО ВЕЛИКОПОСТНОГО ДЕЛА – СМИРЕНИЕ

    Слово на Божественной литургии 24 февраля 2013 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова

     

    Сегодняшний день по-особенному настраивает нас на ближайшее великопостное поприще, полагая главный смысл всего великопостного дела.

    Это начало – смирение, которым измеряется наша жизнь, мерой которого оценивается наша добродетель, определяются наши способности.

    Сегодня мы уже не раз слышали само Евангельское повествование, проповеди на Евангельский текст, повествующий нам о мытаре и фарисее. Сегодня мы, так же как и они, тоже пришли в храм помолиться. Храм – это место, где человек имеет возможность быть услышанным. Очень часто люди, подобные мытарю – презираемые, поношаемые, никем не замечаемые и уничижаемые – не находят в своей среде человека, который бы смог их понять и поддержать. Именно в храме мытарь надеялся обрести и действительно встретил Того, Кто его услышал. Кто смог простить, Кто смог поддержать. Но в храм пришел еще один человек – фарисей. Обычно мы представляем фарисея, как человека горделивого и надменного, исполняющего весь закон, в действительности он и был таковым. Но мы, наверное, не замечаем того, что и нас так же делает фарисеями. Фарисей пришел в храм не столько для того, чтобы помолиться Богу, а для того, чтобы помолиться самому себе. Его молитва – молитва самому себе, некий способ аттестации себя перед Богом.

    Мы слышали сегодня слова о молитве фарисейской. Такие молитвы часто совершались в то время. Один из раввинов благодарил Бога подобным образом: "Благодарю тебя, Господи, что я нахожусь на этом высоком месте и занимаю высокий пост среди людей, а не такой, как те, которые сидят на распутье. Я встаю рано, и они встают рано. Но я просыпаюсь для того, чтобы творить дела закона, а они для того, чтобы заниматься суетой. Я совершаю труд, и они совершают труд. Но я совершаю труд для того, чтобы получить награду за него, а они для того, чтобы быть в преисподней". Другой раввин, отвечая на вопрос, кого он считает самыми благочестивыми людьми в этом мире, говорил: "Я знаю только двух благочестивых людей – это я и мой сын. Но если понадобится определить, кто же из нас двоих является более благочестивым, то мой ответ будет однозначен – это я". Эти безумные слова вызывают смех, сарказм. Может быть, мы такого и не говорим, но часто так думаем, только в несколько других формах, и очень часто к такому же точно состоянию приходим, поступая подобным образом по отношению к ближнему.

    Мытарь же пришел в храм для того, чтобы просто показать, кто он есть. Без красивых слов он просил милости у Бога и эту милость получил. Сегодняшнее Евангельское повествование говорит о том, какова должна быть молитва. Сегодня нам открывается мудрость, заключающаяся в том, что гордый не способен молиться. Врата, ведущие в Небесное Царство, очень низкие. И войти в них, высоко подняв голову, нельзя. Войти в них можно, только смиренно наклонившись, может быть, даже распростершись на земле, буквально вползти, осознавая свое ничтожество. А гордый человек на это не способен.

    Недавно пришлось услышать рассуждения одного человека, который стремился очень быстро получить священный сан. Определяя свой жизненный путь, он не избрал ни крест семьи, ни крест монашества. Он решил выбирать между двумя состояниями: либо целибат, либо рясофор. "Я ни за что не буду принимать постриг, я ни за что в жизни не унижусь до того, чтобы ползти или давать какие-либо обеты". Поистине страшные слова!

    Второе, о чем говорит нам антипример молитвы фарисея, это то, что человек не может молиться, презирая другого. Человек не может молиться, когда он не способен понять ближнего, осуждает, презирает его, цинично осмеивает его недостатки. Не может молиться тот, кто не понимает, что все мы составляем единое греховное человечество и можем увидеть себя прощенными Богом только тогда, когда все вместе, поддерживая друг друга, падаем ниц перед престолом Нелицеприятного Судии.

    И третье: невозможно человеку молиться, когда он сравнивает себя с другим человеком. Всякий раз, сравнивая себя с кем-либо, можно впасть в ложное восприятие своего величия. У меня есть такие-то таланты, а у него их нет, я обладаю силой, красотой, даром слова, а этот человек не обладает. Я хороший администратор, а он никакой. Рассуждая так, мы наносим ущерб самим себе, потому что Тот единственный, с Кем мы должны себя сравнивать, к чистоте и свету Которого мы обязаны стремиться – есть Господь. И лишь на фоне Его ослепительной, белоснежной чистоты и совершенства мы способны увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле, осознать свое ничтожество и подобно мытарю от всего сердца искренне возгласить: Боже, милостив буди мне, грешному. Аминь.

     

     

    Первоначальный файл с сайта spbda.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659