ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Амвросий (Ермаков) еп. Молитва всех вас спасет (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Амвросий еп.

    МОЛИТВА ВСЕХ ВАС СПАСЕТ

    Проповедь, произнесенная на Божественной литургии в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти новомучеников и исповедников Российских в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 5 февраля 2012 г.

     

    "Молитва всех вас спасет". Эти слова, дорогие отцы, братья и сестры, стали духовным завещанием необыкновенного человека – святителя и исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, тридцать лет из тридцати трех лет своего архиерейства проведшего в лагерях и ссылках, гонениях и нужде. Он произнес их перед тем, как переступить порог вечности, и оставил их для нас, узнающих его в созданных им молитвословиях, среди которых "Земле Русская", "О, преславнаго чудесе", "Отчаяни есмы жития ради". Они стали не только его молитвой, обращенной к сонму русских святых, но и нашей молитвой к нему, а через него и через многих страдальцев и исповедников XX века – к Источнику света и любви, Надежде и Смыслу всего, Подателю жизни – к Богу. Нет большего труда, чем молиться Богу. Среди подвизающихся в молитве эта истина известна уже давно. Время не властно над этой совершенной очевидностью. Перед любым поколением, перед каждым из нас с вами встает задача вместить свою жизнь в доставшееся нам молитвенное наследие. В молитве мы обращаемся к Богу, Которого не видим своим физическим зрением, и, тем не менее, в ней подспудно присутствует некое человеческое представление о Нем. Труд молитвы тяжел еще и потому, что в ней прячется угроза собственных ложных измышлений и идолослужения. Мы рискуем сотворить себе бога по своему образу и подобию и проводить молитву в самоуслаждении, самоуспокоении и самодовольстве.

    Сегодня, вступая в подготовительный период, накануне Великого поста, мы вновь услышали евангельское повествование о мытаре и фарисее. Два человека, пришедшие в храм, вышли из него совершенно в противоположных духовных состояниях. Два различных подхода к молитве отразили два разных образа Бога, которые были у фарисея и у мытаря. Молитва фарисея обнаружила состояние человека, у которого перед Богом нет ни малейшей неловкости: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю" (Лк 18:11-12). Фарисей убежден, что его собственный бог, которого он сам создал для себя, не иначе как одобрит его действия. Но дело здесь, дорогие братья и сестры, совсем не в словах, которые он произнес, а дело в духовном устроении этого человека, который создал для себя искаженный образ Бога, а потом изгнал Его из своей молитвы и поставил в ее центр самого себя. То же часто происходит и с нами: такое же внутреннее состояние фарисея, ослепленного собственной мнимой убежденностью в своей правоте, проникает и в нашу жизнь. Если это касается молитвы, то это происходит тогда, когда мы самодовольно и самоуверенно считаем, что, наскоро прочитав текст утреннего или вечернего правила, рассеянно и лениво побывав в храме, найдя множество ложных причин пройти мимо смысла и сути Евхаристии, а войдя под своды дома Божия и жилища Небесного Отца, можем спокойно вести себя, развязно говорить, шутить, смеяться. В таком случае, как и фарисей, мы глубоко заблуждаемся, думая, что все это неважно и что Бог не иначе как одобрит наши действия.

    Но есть и другой пример молитвы. Мытарь решительно отдал себя на суд Божьей инаковости. В центре его жизни и молитвы не он сам, а Бог. Своей молитвой мытарь открывает нам ту таинственную сферу, где созданные человеком образы Божии рушатся, очищаются, видоизменяются. Мытарь открывает нам исходную необходимость для христианской молитвы: осознание и исповедание собственной греховности. Он предстал перед Богом таким, каким он есть на самом деле. Он не прибегнул ни к обману, ни к маскам, ни к лицемерию, ни к идеализации, принимая себя таким, каким видит его Бог, принимая взгляд Божией правды. Только тот, кто способен взглянуть на себя с позиции реалиста, мужества и смирения, согласится предстать перед Богом таким, какой он есть. Это признание влечет за собой готовность принять и вместить Божию жизнь. Молитва побуждает человека перестать зацикливаться на собственном "Я", дает простор все больше и больше наполнять жизнь свою Христом, жить под руководством Духа Божия, переживать сыновние отношения с Небесным Отцом. Тот, кто, познал это, становится независимым от всего внешнего: доброго или плохого, почестей или гонений, любого человеческого мнения о себе.

    Мы часто совершенно справедливо говорим о молитве, что она есть беседа человека с Богом. Но ведь беседа – это не монолог. Христианская молитва – это, прежде всего, слушание: "говори, Господи, ибо слышит раб Твой" (1 Цар. 3: 9), – отвечает Самуил на призыв Бога. Именно это слушание открывает человеку возможность, чтобы Бог вошел в нашу жизнь. Вот почему так важно для верующего иметь духовный слух и внемлющее сердце. Слушать – это не просто получать информацию. Слушать – это значит иметь разумное и мудрое сердце. Вот что значат слова "имеющий ухо, да слышит" (Откр. 3: 6). Здесь для нас отчасти приоткрывается покров над тайной слышания ответов на вопрошания верующего человеческого сердца, вручаемого в молитве в руки Божии. Быть свидетелем того, как имеющий дар услышать голос воли Божией, передает ее людям, – необыкновенно и восхитительно. Но не потому, что лицезреешь его знание о прошлом и будущем человека или даже целых народов, а оттого, что общаясь и пребывая с тем, кто способен в молитве слушать Бога, вместе с этим земным собеседником с Богом, вступаешь в область иной, неземной реальности, где происходит неустанный и упорный поиск со стороны человека, покоренного Божиим присутствием, даже если он не в состоянии полностью передать, облечь в слова неизреченный опыт, пережитый им.

    Подвиг новомучеников и исповедников Российских открывает нам образ Бога, явленный в распятом Христе. Именно этот образ опровергает представление фарисея о Бога, которое он показал в своей молитве в храме, строя ее на самомнении, презрении к другим. Молитва мытаря – это молитва, которая есть воссоздание образов себя, других и Бога у подножия Распятия. Образ Бога, воплощенный в распятом Христе, открывает возможность человеку разделить удел Распятого. Вместе с апостолом Павлом новые мученики и исповедники хвалятся ничем иным, как только страданиями, переносимыми за Христа, повторяя вслед за апостолом язычников: "я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал. 6: 17). Так молитва, сообразующая со Христом Распятым, становится и обетованием Воскресения, ибо в ней происходит преображение образов славы Господней. Именно поэтому так важны для нас слова святого исповедника епископа Афанасия, который, совершив свое странствие к Богу, на последнем пороге своей земной человеческой жизни, встретив Воскресшего Христа, на мгновение обернувшись к нам, пока еще находящимся на земле, сказал: "Молитва всех вас спасет". Аминь.

     

     

    Первоначальный файл с сайта spbda.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659