НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Александр (Милеант) еп. Молитва дыхание души (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Александр (Милеант) еп.

    Молитва дыхание души

     

    Содержание

    Что такое молитва.

    Виды молитв.

    Как нужно молиться.

    О чем надо молиться.

    Когда надо молиться.

    Плоды молитвы.

     

     

    Что такое молитва?

    Питание и отдых необходимы человеку для поддержания его физической жизни. Знание, искусство и, вообще, культура обогащают душевные качества человека. Молитва же раскрывает в человеке духовную, высшую сторону его существа.

    Бог любит Свое творение, любит каждого из нас, Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно желание видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должна быть свойственна радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром ангелов и праведников. По словам св. Иоанна Кронштадтского, “молитва есть златая связь человека–христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом — источником жизни.”

    Молитва часто сопровождается благоговейными словами и другими внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима и без слов, и без других внешних проявлений. Это — внутренняя или углубленная молитва, которая знакома по опыту многим усердным христианам.

     

     

    Виды молитв

    В молитве христианин изливает перед Богом всю свою душу: прославляет Бога за Его высочайшие совершенства, благодарит за милости, благодеяния и просит о своих нуждах. Отсюда три главных вида молитвы: славословие, благодарение и прошение.

    Славословие — самый совершенный и бескорыстный вид молитвы. Чем чище, безупречней существо, тем ярче отражаются в нем высочайшие совершенства Божии и, отражаясь, невольно вызывают восторженные слова славы и хвалы. Так ангелы на небесах непрестанно хвалебною песнею прославляют Господа. “Славословие, — говорит еп. Феофан Затворник, — не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением.”

    Благодарение выражается человеком за полученные благодеяния Божии. Оно, естественно, рождается в признательной и чуткой душе. Из десяти прокаженных, исцеленных Спасителем, один только самарянин вернулся, чтобы поблагодарить Его (Лк. 17:12-19).

    Наиболее распространенным видом молитвы является прошение, вызываемое сознанием человека своей слабости, немощи, неопытности. По причине страстей и грехов наша душа больна и немощна. Поэтому в молитве необходимо просить у Бога прощения грехов и помощи в преодолении наших недостатков. Иногда прошение вызывается грозящей нам опасностью, нависшей над нами, нуждой и т.д. Прошение в молитве неизбежно в виду наших немощей и угодно Господу (Мт.7:7, Иоан.16:23). Но если наши молитвы носят по преимуществу просительный характер, если голос хвалы, благодарности почти не слышится в них, это свидетельствует о недостаточно высоком уровне нашего духовно–нравственного развития.

    Различные виды молитвы часто между собой соединяются. Человек просит Господа о своих нуждах и вместе с тем славит Его за Его величие, благость, и благодарит Его за то, что может дерзновенно обращаться к Нему как к своему милосердному Отцу. Самые торжественные хвалебные церковные песни переходят иногда в умилительные прошения (“Слава в вышних Богу,” “Тебе Бога хвалим”), и, наоборот, слезные мольбы к Богу о помощи разрешаются в величавый аккорд песни благодарения и хвалы. Таковы многие псалмы, напр. 145, 148 и другие.

     

     

    Как нужно молиться

    Приступая к молитве, человек должен отрешиться от обычных забот и занятий, собрать свои рассеянные думы, как бы затворить дверь души для всего земного, житейского и устремить все свое внимание к Богу.

    Ставя себя перед лицом Господа, живо представляя себе Его величие, молящемуся необходимо проникаться глубоким сознанием своего недостоинства и убожества. “Молясь, нужно все творение представлять, как ничто пред Богом, и единого Бога — всем” (св. Иоанн Кронштадтский). Назидательный образец настроения молящегося Спаситель представил в лице мытаря, оправданного Богом за свое смирение (Лк. 18:9-14).

    Смирение христианина не порождает уныния, безнадежности. Напротив, оно соединяется с твердою верою в благость и всемогущество Отца небесного. Только молитва веры и может быть услышана Богом: “Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите” (Мр. 11:24). Согретая верою, молитва христианина прилежна. Он помнит завет Иисуса Христа, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18:1), помнит Его обещание: “Просите, и дастся вам: ищите, и найдете, стучите, и отворят вам” (Мт. 7:7). Евангельские образы хананеянки, испросившей у Христа исцеление своей дочери (Мт. 15:21-28), беззащитной вдовы, добившейся справедливости у неправедного судьи (Лк. 18:2-8), и подобные им случаи свидетельствуют о великой силе молитвы. Пусть молитва не услышана сразу. Молящийся не должен смущаться и падать духом: это — испытание, а не отказ. “Для того и сказал Христос “стучите,” чтобы показать, что, если Он и не скоро отверзает двери Своего милосердия, все же должно с светлою надеждою ждать” (Златоуст). Истинный христианин станет продолжать свою молитву с непрерывным усердием и силою до тех пор, пока не победит Господа, пока не низведет на себя Его милость, подобно ветхозаветному патриарху Иакову, который говорил боровшемуся с ним Незнакомцу: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня,” и, действительно, получил благословение Божие (Быт. 32:26).

    Если Господь — наш небесный Отец, то мы все друг другу братья. Он только тогда примет нашу молитву, когда мы будем находиться в истинно братских, доброжелательных отношениях с людьми, когда мы погасим всякую злобу, вражду, обиды покроем прощением, примиримся со всеми: “Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого-нибудь, чтобы и Отец ваш, Небесный простил вам согрешения ваши” (Мр. 11:25).

    Приступая с мольбой к Богу, надо сознать свою нищету и беспомощность. Когда нищий идет к богатому и просит помощи, имея, меж тем, спрятанный на черный день узелок с деньгами, — то его просьба не будет усердной и отказу он не слишком огорчится. Он помнит, что у него есть деньги и не испытывает сильного беспокойства. Если же нищий совсем не имеет денег в запасе и ему грозить гибель от голода — вот тогда его просьба будет горячей, усердной, неотступной. Так и мы. Потому молимся Богу холодно и неохотно, что почитаем себя богатыми без Него, уповая на свое имущество, таланты, связи, положение. И лишь когда поймем, насколько призрачны и необоснованны надежды наши на мнимую земную прочность, когда внутри нас разверзнется бездна, поколеблются устои, когда в пыли и грохоте рухнут земные привязанности и мы обнищаем — лишь тогда, на руинах собственного самодовольства и беспечности, в лохмотьях нищеты духа мы сможем правильно и богоугодно молиться Богу из сердечной глубины.

     

     

    О чем надо молиться?

    Преподобный Исаак Сирский пишет по поводу того, о чем надо просить Бога: “Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога твоим неблагоразумием. Но будь премудр, чтобы сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его унижает.

    Величайшим Учителем молитвы является наш Спаситель. Молитва сопровождала все важнейшие события Его земной жизни. Господь молится, принимая крещение от Иоанна (Лк. 3:21), проводит в молитве всю ночь перед избранием Апостолов (Лк. 6:12), молится во время Преображения (Лк. 22:41), молится со креста. Самое последнее, предсмертное слово Господа — слово молитвы (Лк. 23:46).

    Под впечатлением вдохновенного образа молившегося Спасителя один из учеников Его обратился к Нему с просьбою: “Господи, научи нас молиться” (Лк. 11:1). И в ответ на эту просьбу Иисус Христос дал молитву, краткую по объему, но богатую содержанием, ту дивную несравненную молитву, которая доселе объединяет собою весь христианский мир. Молитва эта называется “Отче наш” или “молитва Господня.”

    Эта молитва учит нас тому, о чем и в каком порядке надо молиться. Обращаясь к Богу: “Отче наш” мы сознаем себя его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и поэтому молимся не только за себя, но и за всех людей. “Да святится имя Твое” — да будет Имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами и делами своими Имя Божие. “Да приидет Царствие Твое. Царство Божие начинается внутри верующего человека, когда благодать Божия, вселяясь в него, очищает и преображает его внутренний мир. Одновременно с этим, благодать объединяет всех — людей и ангелов — в одну великую духовную семью, именуемую Царством Божиим или Церковью. Чтобы добро распространялось среди людей, нужно просить: “Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли” — то есть, пусть все в мире совершается по всеблагой и премудрой воле Божией и пусть мы, люди, так же охотно исполняем волю Божию на земле, как исполняют ее ангелы на небе. Хлеб наш насущный даждь нам днесь” — дай нам на сегодня все, что необходимо для нашей телесной пищи; что будет с нами завтра, мы не знаем: мы нуждаемся только в “насущном” хлебе, то есть ежедневном, необходимом для поддержания нашего существования. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.” Эти слова поясняются св. Лукою, который приводит эти слова так: “И остави нам грехи наша” (Лк. 11:4). Грехи — это наши долги, потому что греша, мы не исполняем должного и остаемся должниками перед Богом и перед людьми. Это прошение с особой силой внушает нам необходимость прощать нашим ближним все обиды: не прощая другим, мы не смеем просить о прощении Богом наших грехов, не смеем молиться словами Молитвы Господней. “И не введи нас в искушение — испытание наших нравственных сил путем склонения к какому-либо греховному поступку. Мы просим тут Бога оградить нас от падения, если такое испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо. “Но избави нас от лукавого” — от всякого зла и от виновника его — дьявола. Молитва заканчивается уверенностью в исполнении того о чём просишь, ибо Богу принадлежит в сем мире вечное царство, бесконечное могущество и слава.

    Таким образом, молитва Господня, соединяющая в себе все, о чем следует молиться, учит нас наши нужды и потребности ставить в правильном порядке: сначала просить о высшем благе — о славе Божией, о распространении добра среди людей и о спасении нашей души, а потом уже просить о каждодневных житейских потребностях. В отношении их “не будем учить Его, каким образом помочь нам,” говорит св. Иоанн Златоуст. “Если и людям, защищающим нас и говорящим за нас перед мирскими судьями, мы рассказываем только наши дела, а образ защиты предоставляем им, тем более так должны поступать в отношении к Богу. Он Сам хорошо знает, что полезно тебе.” Кроме того, мы должны всецело предать себя воле Божией: “Да будет воля Твоя!” Пример такой молитвы оставил нам Сам Спаситель. Он молился в Гефсиманском саду: “Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия, и тут же прибавил: впрочем, не как Я хочу, но как Ты” (Мт. 26:39).

     

     

    Когда надо молиться?

    Апостол учит нас: “Непрестанно молитесь” (1 Сол. 5:17). Надобно молиться в те светлые, высокие моменты, когда душа переживает посещение свыше, устремляется к небу и ощущает потребность в молитве. Надобно молиться и во все назначенные для молитвы часы, хотя бы мы, казалось, и не были расположены к молитве в тот момент. Иначе утратится способность к молитве, как ржавеет и портится без употребления ключ. Чтобы душа наша сохраняла религиозную свежесть, надо поставить себе целью молиться регулярно, независимо от того, хочется нам или не хочется молиться. У православных принято молиться ежедневно утром, восстав от сна и вечером перед сном. Молитвой следует начинать и завершать всякое доброе дело. В этом отношении “молитвенник” является необходимым спутником.

    Кроме частной, домашней молитвы, есть еще молитва общественная, совершаемая в храме. О ней говорил Господь: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мт. 18:20). С апостольских времен самой необходимой общественной молитвой является литургия, совершаемая в храмах по воскресным дням, на которой верующие едиными устами и единым сердцем славословят Бога. Общественное богослужение обладает великой духовной силой.

     

     

    Плоды молитвы

    Молитва, подобно земледельцу, возделывает ниву нашего сердца и делает ее способною к принятию небесных влияний и к произведению обильных плодов добродетелей и совершенства. Она привлекает благодать Святого Духа на нас и этим укрепляет в нас веру, надежду и любовь. Она просветляет разум, укрепляет волю в добрых намерениях, утешает сердце во время скорбей. Одним словом, через молитву приходит все то, что служит нашему истинному благу.

    Молитва, будучи, по учению святых отцов, “дыханием души,” есть великое благо для человека. “Дар молитвы,” т.е. умение молиться сосредоточенно и всем сердцем, иначе называемый молитвенным даром, и есть один из самых драгоценных духовных дарований. Милостивый Господь даёт эту способность человеку в награду за его молитвенный труд.

     

    Миссионерский Листок # 1

    Свято-Троицкая Православная Миссия

    Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission

    466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА

    Редактор: Епископ Александр (Милеант)

     

     

    Первоначальный электронный файл с сайта fatheralexander.org.

    Текст в данном оформлении: Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.02.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659