ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • ПЕРСОНАЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОРЫ С XI ПО XVIII В.

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОРЫ С XI ПО XVIII ВВ.
    (и работы о них)

     

    Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788)

    Аничков Д. С. Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания. – М.: Тип. Моск. унив., 1769.

    Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. – М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с. 89-108).

    Аничков Д. С. Слово о превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства. – М., 1779 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с. 109-121).

    Аничков Д. С. Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих. – [М.]: Унив. тип. Н. Новикова, 1783.

    Аничков Д. С. Слово... о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией, и что в нем ничего не бывает по случаю. – М.: /Б. и./, 1767.

    О нем:

    Пенчко Н. Первый в России научный труд по истории религии и его загадочная судьба // Наука и жизнь. 1964, № 11, с. 89-94.

    Шахнович М. И. Д.С. Аничков – первый русский историк религии // Учен. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук. 1948. Вып. 2. № 109, с. 163-176.

     

    Болотов Андрей Тимофеевич (1738-1833)

    Болотов А. Т. О душах умерших людей. – СПб.: Алетейя, 2006.

     

    Григорий Кипрский, патр. Константинопольский († 1290 г.)

    Григорий Кипрский. Похвальное слово святому Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому. Предисл., греч. текст и рус. пер. архим. Арсения. – М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1889.

    О нем:

    Бибиков М. В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского: бедность, бедствие, болезнь // Византийский Вестник. 1995, т. 56 (81), с. 57-62.

     

    Григорий Палама свят., архиеп. Солунский († 1359 г.)

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 2. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1974).

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1984).

    Григорий Палама. Десятословие по Христианскому Законоположению // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 281-289.

    Григорий Палама св. О Божественном и обоживающем причастии, или О Божественной и сверхъестественной простоте (интернет-издание).

    Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 300-302.

    Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 254-281.

    Григорий Палама. О священно-безмолствующих // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 289-299.

    Григорий Палама. Слово о свойстве света, виденного апостолами на Фаворе // Журнал Московской патриархии. 1984, № 8, с. 35-36.

    Григорий Палама свт. архиеп. Фессалоникийский. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естестеннонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы // Богословские труды. Сб. 38. М., 2003, с. 8-73; Сб. 39. М., 2004, с. 5-60 (пер. с греч. А. И. Сидорова).

    Григорий Палама св. Три главы о молитве и чистоте сердца // Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003, с. 478-481 (приложение).

    Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. – М.: Канон, 1995 (История христианской мысли в памятниках).

    Григорий Палама свят. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности. Пер. К. Михайлова // Альфа и Омега. 2000, № 4(26), с. 45-78.

    О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться. Из жития святого Григория Паламы Архиепископа Солунского чудотворца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 477-482.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Алексий (Дородницын) еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит) // Православный собеседник. 1906, № 1, с. 98-108, № 2, с. 224-240, № 3, с. 409-428, № 5, с. 120-141, № 7-8, с. 456-479 (Его же. Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1913, с. 3-140).

    Ильин В. Н. Несказанное в мистике и сияющий Фаворским светом образ молитвы в жизни и творениях святого Григория Паламы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1975, № 91-93, с. 193-203.

    Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – Париж: YMCA-Press, 1950. – 449 с.

    Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. – LXXVIII, 450 с.

    Кононова Е. С. Концепция человека в религиозно-философской антропологии Григория Паламы. Автореф. дис. канд. филос. наук. – М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2000.

    Лосский В. Н. Богословие света в учении свт. Григория Паламы // Его же. Богословие и Боговидение. – М., 2000, с. 82-111 (переизд.: Журнал Московской Патриархии. 1968, № 3, с. 76-77).

    Лосский В. /Н./ Паламитский синтез // Богословские труды. 8. М., 1972, с. 195-203 (= Боговидение. Гл. 9).

    Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

    Макаров Д. И. Место антропологических идей св. Григорий Паламы в контексте византийской гомилетики на праздник преображения (VII-XIV вв.) и в традиции афонского исихазма // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000, с. 224-249.

    Макаров Д. И. Проблема человека в мировоззрении Григория Паламы // Античная древность и средние века. Вып. 28. – Екатеринбург, 1997, с. 79-92.

    Мандзаридис Георгий. Обожение человека: По учению святителя Григория Паламы. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 128 с.

    Мейендорф И. протопресв. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение. 2-е изд. Пер. с англ. – СПб., 1997.

    Мочалов Е. В. Проблема человека в святоотеческом наследии // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия. – Н. Новгород, 2001, с. 210-219.

    Св. Григорий Палама, Архиепископ Солунский. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 252-253.

    Термос Василиос о. В поиске личности: "истинное" и "ложное Я" по Дональду Винникотту и св. Григорию Паламе // Московский психотерапевтический журнал. 2006, № 1, с. 20-51.

    Флоровский Георгий прот. Святой Григорий Палама и Традиция Отцов // Миссионерский Листок. 2005, № 95s (интернет-издание).

    Щипакина Л. А. Религиозное значение разума в полемических сочинениях Григория Паламы // Мордовский государственный педагогический институт. Филологические заметки. 1998. – Саранск, 1999, с. 132-135.

     

    Григорий Синаит св., преп. († 1310 г.)

    Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 180-216.

    Григорий Синаит преп. Другие главы // Его же. Творения. М.: Новоспасский мон, 1999, с. 79-83 (пер. с греч. еп. Вениамина (Милова)).

    Григорий Синаит преп. Как безмолвствующим надлежит сидеть при молитве и не оканчивать ее поспешно // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 113-131 (пер. с греч. еп. Вениамина (Милова)).

    Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 216-227.

    Григорий Синаит преп. О безмолвии и двух образах молитвы. 15 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 94-112 (пер. с греч. еп. Вениамина (Милова)).

    Григорий Синаит. О безмолвии и молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 227-237.

    Григорий Синаит преп. О безмолвии и молитве. 10 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 84-93 (пер. с греч. еп. Вениамина (Милова)).

    Григорий Синаит преп. Различные слова о заповедях, догматах, угрозах и обетованиях, а также о помыслах, страстях, добродетелях; сверх того о безмолвии и молитве // Его же. Творения. М.: Новоспасский мон, 1999, с. 6-78 (пер. с греч. еп. Вениамина (Милова)).

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Алексий (Дородницын) еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит) // Православный собеседник. 1906, № 1, с. 98-108, № 2, с. 224-240, № 3, с. 409-428, № 5, с. 120-141, № 7-8, с. 456-479 (Его же. Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1913, с. 3-140).

    Петр (Пиголь) игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999.

    Святой Григорий Синаит. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 179.

     

    Димитрий Ростовский св., митр. (1651-1709)

    Димитрий митр. Ростовский. Алфавит Духовный. – М.: Паломник, /1995/.

    Димитрий /Туптало/ митр. Рассуждение о образе Божии и подобии в человеце. – М., 1717 (М., 1714).

    Димитрий митр. Ростовский. Сочинения. – М., 1895.

    Димитрий митр. Ростовский. Сочинения. 7-е изд. – М., 1849.

    См. также:

    Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. Сост. Т. Н. Терещенко. – М.: ДАР, 2008. – 608 с.

    О нем:

    Маккавейский Н. /К./ Святой Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и пасторолог // Труды Киевской Духовной Академии. 1910, № 1, с. 22-64.

    Нехлебаева Н. А. Концепция человека в дидактических проповедях Димитрия Ростовского // Духовные начала русского искусства и образования. – Вел. Новгород, 2004, с. 82-86.

     

    Игнатий Ксанфопул (XIV в.)

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 305-424.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы. Краткое сведение о них // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 303-304.

     

    Каллист Ангеликуд (Тиликуд, Меленикиот) преп. (XIV в.)

    Каллист Тиликуд. О безмолвнической жизни // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 429-435.

    Каллист Ангеликуд. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии. Слово XVI // Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999, с. 100-118 (пер. с древнегр. М.В. Грацианского под ред. А.Г. Дунаева).

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Дионисий (Поспелов) мон. Преподобный Каллист Ангеликуд (Меленикиот): просопографический очерк // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009, № 2.

     

    Каллист Ксанфопул свят., патр. Константинопольский († 1397 г.)

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 305-424.

    Каллист Патриарх. Главы о молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с. 425-428. – Есть точка зрения, что данная работа принадлежит Каллисту Ангеликуду, а не Каллисту Ксанфопулу.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы. Краткое сведение о них // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 303-304.

     

    Максим Грек св., преп. († 1556 г.)

    Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. – Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с. 97-99.

    Максим Грек. Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека // Его же. Сочинения. Ч. 3. – Св.-Тр. Серг. Лавра, 1911, с. 239-262.

    Максим Грек. Слово о том, что промыслом Божиим а не звездами и кругом счастия устраивается человеческая судьба // Его же. Сочинения. Ч. 2. – Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с. 225-239.

    О нем:

    Каптерев Н. /Ф./ В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека? // Богословский вестник. 1903, № 1, с. 114-171.

    Коновалов К. В. Антропологические воззрения Максима Грека (Михаила Триволиса) (интернет-издание).

    Коновалов К. В. Антропология и гносеология Максима Грека. Автореф. дисс. канд. филос. наук. – М.: Ин-т философии РАН, 2011. – 27 с.

    Коновалов К. В. Влияние исихазма на антропологические и гносеологические воззрения Максима Грека (Михаила Триволиса). Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. – 163 с.

    Чумакова Т. В. Роль монастырской культуры в становлении антропологических представлений в древнерусской мысли: Нил Сорский и Максим Грек // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Часть 1. СПб., 2003, с. 205-210.

     

    Максим Кавсокаливит св., преп., († 1354 г.)

    Об умной благодатной молитве. Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 473-476.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Барабанов Н. Д. Исихазм и агиография: развитие образа св. Максима Кавсокаливита в житийной литературе XIV в. // Византийский Временник. 1914, т. 55 (80), с. 175-180.

     

    Марк Эфесский (Евгеник) митр. († 1450 г.)

    /Марк Эфесский св./ Мудрейшаго и ученейшаго Ефесскаго Кир Марка Евгеника ответ латинянам второй, в котором он излагает также истинное учение греческой церкви [относительно очистительнаго огня] // Амвросий (Погодин) архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. – М., 1994, с. 118-150.

    Марк Ефесский. Неизданные сочинения. Перевел с рукописей Парижской б-ки Авраам Норов. – СПб.: Тип. Деп. уделов, 1860.

    Марк Ефесский св. О воскресении // Православная мысль. Вып. 8. Париж, 1951, с. 147-154.

    /Марк Эфесский св./ Святейшаго митрополита Ефесскаго Кир Марка Евгеника опровержение латинских глав, которыя были представлены относительно очистительнаго огня // Амвросий (Погодин) архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. – М., 1994, с. 58-73.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Амвросий (Погодин) архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. – М., 1994.

    Шмеман Александр свящ. Неизданное произведение св. Марка Ефесского "О воскресении" // Православная мысль. Вып. 8. Париж, 1951, с. 137-154.

     

    Михаил Акоминат митр. Афинский († 1220 г.)

    /Михаил Акоминат/. Четыре неизданные беседы Михаила Акомината, митрополита Афинского. Греческий текст и русский перевод. – Новгород: Тип. Н. И. Богдановского, 1901.

    О нем:

    Киприан (Керн) архим. "Олицетворение" Михаила Акомината (К истории учения о человеке в Византии) // Православная мысль. Вып. 7. Париж, 1949, с. 85-104.

    Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // Богословские труды. Сб. 3. – М., 1964, с. 145-185.

     

    Неофит Затворник (1134-1214)

    Неофит Затворник. О покаянии // Альфа и Омега. 1998, № 1(15), с. 49-55 (пер. А. Сидорова).

     

    Никита Стифат (Пекторат) мон. (XI в.), ученик Симеона Нового Богослова.

    Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. – М., 1900, с. 111-144.

    Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница // Добротолюбие. Т. 5. – М., 1900, с. 82-110.

    Никита Стифат. Письма // Ким Николай свящ. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб., 2003, с. 177-248.

    Никита Стифат. Трактат о рае // Николай Ким свящ. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб., 2003, с. 87-176.

    Никита Стифат. Третья умозрительных глав сотница – о любви и совершенстве жизни // Добротолюбие. Т. 5. – М., 1900, с. 144-161.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Николай Ким свящ. Рай и человек. Наследие преп. Никиты Стифата. – СПб.: Алетейя, 2003.

     

    Никифор Уединенник († 1340 г.)

    Никифор Уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с. 239-251.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Никифор уединенник. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 238.

     

    Никодим Святогорец св. преп. (1749-1808)

    Никодим Святогорец. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами // Его же. Невидимая брань. – М.: Тритон, 1991, с.84-92 (Часть 1. Глава 21).

    Никодим Святогорец. Общие уроки об употреблении чувств // Его же. Невидимая брань. – М.: Тритон, 1991, с. 84-92 (Часть 1. Глава 24).

     

    Николай Кавасила архиеп. Фессалоникийский († 1391 г.)

    Николай Кавасила св. О жизни во Христе. – М.: Изд-во Сретенского мон., 2006. – 221 с.

    Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. – М., 2002.

    О нем:

    Алексий (Дородницын) еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит) // Православный собеседник. 1906, № 1, с. 98-108, № 2, с. 224-240, № 3, с. 409-428, № 5, с. 120-141, № 7-8, с. 456-479 (Его же. Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1913, с. 3-140).

    Неллас Панайотис. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле // Человек. 2001, № 5, с. 110-124; № 6, с. 91-103.

    Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // Богословские труды. Сб. 3. – М., 1964, с. 145-185.

     

    Нил Сорский св., преп. (1433-1508)

    /Нил Сорский/. Нила Сорского предание и устав. – СПб., 1912 (Памятники древней письменности и искусства. Т. 179).

    /Нил Сорский преп./ О борьбе с грехом и страстями по учению преподобного Нила Сорского.– Свято-Успен. Псково-Печер. мон., 1993.

    Нил Сорский преп. О спасении души. – М.: Лествица, 2003.

    Нил Сорский преп. Предание о жительстве скитском. – М.: Изд-во Московской патриархии, Благо, 1997.

    /Нил Сорский преп./ Преподобный Нил Сорский о восьми главных страстях и о победе над ними.– М., 1997.

    О нем:

    Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Ч. 1. – СПб., 1882 (Памятники древней письменности и искусства. 25, вып. 16).

    Бачинин В. А. Желания и страсти в мистической антропологии Нила Сорского // Философия желания. – СПб., 2005, с. 116-119.

    Блудилина Н. Д. Внутренний мир человека в изображении Нила Сорского // Гермневтика древнерусской литературы. 1992, № 3, с. 344-374.

    Правдин А. А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни // Христианское чтение. 1877, № 1-2, с. 114-157.

    Чумакова Т. В. Проблема человека в "Уставе" Нила Сорского // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия "Symposium". Вып. 5. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000, с. 44-48.

    Чумакова Т. В. Роль монастырской культуры в становлении антропологических представлений в древнерусской мысли: Нил Сорский и Максим Грек // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Часть 1. СПб., 2003, с. 205-210.

     

    Паисий Величковский преп., архим. (1722–1794)

    /Паисий Величковский преп./ Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. – М., 2001 (М.: Универс. тип., 1847; М., 1892).

    Паисий (Величковский) архим. Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. – Краснодар, 1991 (Одесса, 1905; Одесса, 1910).

    /Паисий Величковский преп./ Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. – М., 1892 (М., 1897; М., 1902; М., 1912).

    /Паисий Величковский преп./ Учение старца Паисия Величковского об умной молитве // Журнал московской патриархии. 1973, № 7, с. 69-73.

    О нем:

    Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991 (с.63-64 – Паисий Величковский).

    Четвериков Сергей прот. Путь умного делания и духовного трезвения. Старчествование старца Паисия Величковского на Афоне и в Молдовлахии // Путь. 1926, № 3, с. 65-83.

    Четвериков Сергий прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. – Париж: YMCA-Press, 1988.

    Четвериков Сергей прот. Старец Паисий Величковский. Вып. 1-2. – Печеры, 1938.

     

    Петр Дамаскин преп., сщмч. († 1157 г.)

    Петр Дамаскин преп. Исчисление добродетелей // Его же. Творения. М., 1993, с. 210-213.

    Петр Дамаскин преп. Исчисление страстей // Его же. Творения. М., 1993, с. 213-217.

    Петр Дамаскин преп. Изъяснение о лжеименном знании // Его же. Творения. М., 1993, с. 191-210.

    Петр Дамаскин преп. Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей // Его же. Творения. М., 1993, с. 145-148.

    Петр Дамаскин преп. Наилучшее распознание семи телесных деланий // Его же. Творения. М., 1993, с. 127-129.

    Петр Дамаскин преп. Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий // Его же. Творения. М., 1993, с. 28-34.

    Петр Дамаскин преп. О беспристрастии // Его же. Творения. М., 1993, с. 255-260 (Кн. 2. Слово 7).

    Петр Дамаскин преп. О бесстрастии // Его же. Творения. М., 1993, с. 122-127.

    Петр Дамаскин преп. О благочестии // Его же. Творения. М., 1993, с. 239-244 (Кн. 2. Слово 4).

    Петр Дамаскин преп. О ведении Бога // Его же. Творения. М., 1993, с. 300-302 (Кн. 2. Слово 16).

    Петр Дамаскин преп. О ведении мысленного // Его же. Творения. М., 1993, с. 291-293 (Кн. 2. Слово 13).

    Петр Дамаскин преп. О ведении чувственных творений // Его же. Творения. М., 1993, с. 287-291 (Кн. 2. Слово 12).

    Петр Дамаскин преп. О вере // Его же. Творения. М., 1993, с. 230-235 (Кн. 2. Слово 2).

    Петр Дамаскин преп. О восьми мысленных ведениях // Его же. Творения. М., 1993, с. 59-116.

    Петр Дамаскин преп. О второй заповеди и о том, что страх рождает плач // Его же. Творения. М., 1993, с. 36-47.

    Петр Дамаскин преп. О деятельном знании // Его же. Творения. М., 1993, с. 49-51.

    Петр Дамаскин преп. О духовной мудрости // Его же. Творения. М., 1993, с. 227-230 (Кн. 2. Слово 1).

    Петр Дамаскин преп. О духовной радости // Его же. Творения. М., 1993, с. 309-314 (Кн. 2. Слово 22).

    Петр Дамаскин преп. О Любви // Его же. Творения. М., 1993, с. 296-299 (Кн. 2. Слово 15).

    Петр Дамаскин преп. О мудрости // Его же. Творения. М., 1993, с. 302-303 (Кн. 2. Слово 17).

    Петр Дамаскин преп. О мужестве // Его же. Творения. М., 1993, с. 305-306 (Кн. 2. Слово 19).

    Петр Дамаскин преп. О надежде (будущего) // Его же. Творения. М., 1993, с. 249-254 (Кн. 2. Слово 6).

    Петр Дамаскин преп. О назидании души добродетелями // Его же. Творения. М., 1993, с. 177-181.

    Петр Дамаскин преп. О правде // Его же. Творения. М., 1993, с. 306-307 (Кн. 2. Слово 20).

    Петр Дамаскин преп. О различии помыслов и прилогов // Его же. Творения. М., 1993, с. 217-222.

    Петр Дамаскин преп. О рассуждении // Его же. Творения. М., 1993, с. 130-134.

    Петр Дамаскин преп. О рассуждении // Его же. Творения. М., 1993, с. 280-287 (Кн. 2. Слово 11).

    Петр Дамаскин преп. О смирении // Его же. Творения. М., 1993, с. 274-279 (Кн. 2. Слово 10).

    Петр Дамаскин преп. О смиренномудрии // Его же. Творения. М., 1993, с. 121-122.

    Петр Дамаскин преп. О совершенном мире помыслов // Его же. Творения. М., 1993, с. 308-309 (Кн. 2. Слово 21).

    Петр Дамаскин преп. О страхе (Господнем), вводном и совершенном // Его же. Творения. М., 1993, с. 235-239 (Кн. 2. Слово 3).

    Петр Дамаскин преп. О терпении // Его же. Творения. М., 1993, с. 244-249 (Кн. 2. Слово 5).

    Петр Дамаскин преп. О том, как может кто-либо приобрести истинную веру // Его же. Творения. М., 1993, с. 149-154.

    Петр Дамаскин преп. О том, как человек приходит в чувство и познает полезное // Его же. Творения. М., 1993, с. 323-342 (Кн. 2. Слово 24).

    Петр Дамаскин преп. О том, что без смиренномудрия невозможно спастись // Его же. Творения. М., 1993, с. 169-177.

    Петр Дамаскин преп. О том, что Бог сотворил все к пользе нашей // Его же. Творения. М., 1993, с. 164-167.

    Петр Дамаскин преп. О том, что желающие видеть самих себя, в каком они устроении нравственном, не иначе могут этого достигнуть, как удалением от своих хотений, повиновением и безмолвием, особенно же обладаемые страстями // Его же. Творения. М., 1993, с. 55-59.

    Петр Дамаскин преп. О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поползнуться в пропасть // Его же. Творения. М., 1993, с. 34-36.

    Петр Дамаскин преп. О том, что истинное покаяние есть великое благо // Его же. Творения. М., 1993, с. 159-161.

    Петр Дамаскин преп. О том, что любовь и совет со смирением есть великое благо // Его же. Творения. М., 1993, с. 182-187.

    Петр Дамаскин преп. О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил // Его же. Творения. М., 1993, с. 142-145.

    Петр Дамаскин преп. О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума // Его же. Творения. М., 1993, с. 53-55.

    Петр Дамаскин преп. О том, что страстным наиболее полезно безмолвие // Его же. Творения. М., 1993, с. 155-159.

    Петр Дамаскин преп. О том, что телесные добродетели суть орудия душевных // Его же. Творения. М., 1993, с. 51-53.

    Петр Дамаскин преп. О целомудрии // Его же. Творения. М., 1993, с. 304-305 (Кн. 2. Слово 18).

    Петр Дамаскин преп. О честных страданиях Христовых // Его же. Творения. М., 1993, с. 266-273 (Кн. 2. Слово 9).

    Петр Дамаскин преп. О четырех добродетелях души // Его же. Творения. М., 1993, с. 47-48.

    Петр Дамаскин преп. О чтении по Богу // Его же. Творения. М., 1993, с. 134-140.

    Петр Дамаскин преп. Об общих и особенных благодеяниях Божиих // Его же. Творения. М., 1993, с. 162-164.

    Петр Дамаскин преп. Об истинном бесстрастии // Его же. Творения. М., 1993, с. 294-296 (Кн. 2. Слово 14).

    Петр Дамаскин преп. Об истинном рассуждении // Его же. Творения. М., 1993, с. 140-142.

    Петр Дамаскин преп. Об умерщвлении страстей // Его же. Творения. М., 1993, с. 260-266 (Кн. 2. Слово 8).

    Петр Дамаскин преп. Разделение молитвы всех познаний // Его же. Творения. М., 1993, с. 119-121.

    Петр Дамаскин преп. Творения. – М.: Скит, 1993 (репр. переизд: Киев, 1905).

    Петр Дамаскин прп. Творения. – М.: Правило веры, 2009. – 415 с.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

     

    Платон (Левшин) митр. Московский (1737-1812)

    Платон митр. Московский. Азбука добродетели. – М.: Изд-во Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007. – 488 с.

    Платон /Левшин/ иером. Краткий катихизис. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1766. – 48 с.

    Платон /Левшин/ архиеп. Краткий катихизис. – СПб.: Тип. Сухопут. кадет. корпуса, /ок. 1779/. – 68 с.

    Платон (Левшин) митр. Начальное учение человеком. – М., 1796 (16 переизд.).

    Платон /Левшин/ иером. Православное учение, или сокращенная христианская богословия. – СПб.: Тип. Императорской Академии наук, /1765/.

    Платон /Левшин/ иером. Слово о смертном сне в день успения Пресвятой Богородицы. – СПб.: Тип. Императорской Академии наук, /1763/.

    О нем:

    Беляев А. А. Педагогические воззрения митрополита Платона. – М., 1904.

    Варава В. В. Смерть как проблема нравственной философии (на материале русской философской традиции). Автореф. дис. докт. филос. наук. – Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2005.

    Виноградов В. П. Платон и Филарет, митрополиты московские. (Сравнительная характеристика их нравственного облика). – Сергиев Посад, 1913.

    Надеждин А. Митрополит Московский Платон Левшин как проповедник. – Казань, 1882.

    Немолодышев С. А. Педагогические воззрения московского митрополита Платона. – Харьков: Типо-лит. "Печатное дело" кн. К. Н. Гагарина, 1899. – 8 с. – (Труды Педагог. отделения Харьковского ист.-филол. общества. 1899, вып. 6).

    Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. Ч. 1-2. – М.: Тип. Ведомостей Моск. гор. полиции, 1856.

    Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. 4-е изд. Ч. 1-2. – М.: Спасо-Вифанск. мон., 1891.

    Снегирев И. М. Начертание жизни и деяний московского митрополита Платона. Кн. 1-2. – М.: Типогр. Императорской Медико-хирургической академии, 1818.

     

    Серафим Саровский св., преп. (1759-1833)

    /Серафим Саровский/. Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского всея России чудотворца // Журнал московской патриархии. 1973, № 9, с. 71-78.

    /Серафим Саровский/. Наставления старца Серафима // Житие старца Серафима. М., 1991, с. 281-316.

    Серафим Саровский преп. Поучение о молитве Иисусовой. – М.: Локид-Пресс, Патмос, 2007. – 96 с.

    О нем:

    Говорун Сергий свящ. Серафим Саровский и Антоний Великий: преображение эпох, культур, душ // Церковь и время. 2007, № 4 (41), с. 146-156.

    Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. – Муром, 1893 (репр. переизд.: М., 1991; Саранск, 1995).

    Меньшиков М. Психология святости // Наука и религия. 1991, № 7, с. 52.

    /Погожев Е. Н./ Преподобный Серафим Саровский. – Пг.: Тип. П. П. Сойкина, 1904. – 132 с. – (Изд. под псевд. "Е. Поселянин").

    /Погожев Е. Н./ Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. (С новыми сведениями о старце). 2-е изд. – СПб.: И. Л. Тузов, 1908. – 217 с. – (Изд. под псевд. "Е. Поселянин").

    /Погожев Е. Н./ Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. – М.: Сов. писатель, 1990. – 202 с. – (Репр. переизд.: СПб., 1908).

     

    Симеон митр. Солунский (Фессалоникийский) († 1429 г.)

    Симеон архиеп. Фессалоникийский. Книга о храме. – СПб., 1884.

    Симеон архиепископ Солунский. О священной молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с. 440-446.

    Симеон архиеп. Фессалоникийский. Сочинения. – М.: Галактика, 1994 (СПб., 1856).

    Симеон митр. Фессалоникийский. Таинственное истолкование на литургию. – Казань, 1910.

    Симеон архиеп. Фессалоникийский. Труды. – М.: Тип. т-ва Рябушинских, 1916.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

     

    Сковорода Григорий Саввич (1722-1794)

    Сковорода Г. С. О познании самого себя. – СПб.: Имп. Акад. наук, 1789.

    Сковорода Г. С. Собрание сочинений. Т. 1. Под ред. В. Бонч-Бруевича. – СПб., 1912.

    Сковорода Г. С. Сочинения. Собр. и ред. Д. И. Багалея. – Харьков, 1894.

    Сковорода Г. С. Сочинения. – Минск: Соврем. литератор, 1999.

    Сковорода Г. С. Сочинения. В 2-х т. – М.: Мысль, 1973.

    О нем:

    Каравкин В. И. Сердце в философии Г. Сковороды и традиции русской антропологии // Русская философия: новые решения старых проблем. Ч. 1. – СПб., 1993, с. 87-89.

    Козарезова О. О. Человек и мир в философии Г. Сковороды. – М.: Спутник+, 2004.

    Козлова О. В. Нравственный экзистенциализм в философии Г.С. Сковороды // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып. 27. – М., 2004, с. 115-124.

    Конева Л. А., Конева А. В. Философские взгляды и антропологические идеи Г. С. Сковороды // Их же. Антропологические идеи в русской религиозной философии. – Самара: Самар. ун-т, 1995, с. 14-37 (Глава 1).

    Костюк Г. С. Психологические взгляды Г. С. Сковороды // Очерки по истории отечественной психологии (XVII-XVIII в). Сборник статей. – Киев, 1952, с. 160-187 (на укр. яз).

    Краснюк М. Религиозно-философские воззрения Сковороды // Вера и разум. 1901, №№ 16, 18, 21-22.

    Софронова Л. А. Три мира Григория Сковороды. – М.: Индрик, 2002.

     

    Тихон (Соколов) Задонский свт., чудотв., еп. (1724-1783)

    Тихон /Соколов/ еп. Беседы о молитве. – /СПб./, 1817. – 20 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон Задонский свт. Внимай себе. Из сочинений святителя Тихона Задонского. – СПб.: Синодальная тип., 1783. – 16 с.

    Тихон /Соколов/ еп. Возбуждение грешника к покаянию. Из сочинений преосвященного Тихона, епископа Воронежского. – М.: Губ. тип., 1850. – 21 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон /Соколов/ еп. Всемерно должно удаляться от пьянства. Из поучинений святителя Тихона, епископа Воронежского. – Казань: Типо-лит. Ун-та, 1911. – 4 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон /Соколов/ еп. Жизнь есть духовная война. – /М./, 1881. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон Задонский свт. Изъяснение молитвы Господней. – СПб.: Синодальная тип., 1894. – 40 с.

    Тихон Задонский свт. Наставления о личных обязанностях каждого христианина. – М.: /Б.и./, 1999. – 176 с. – (Святоотеческое наследие).

    Тихон Задонский свт. О грехах. – СПб.: Сатисъ, 1989. – 191 с.

    Тихон Задонский свт. О добродетелях христианских. – СПб.: Сатисъ, 1999. – 189 с.

    Тихон /Соколов/ еп. О любви к ближнему. – /СПб./, 1821. – 24 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон /Соколов/ еп. О любви к врагам. – /СПб./, 1817. – 19 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон Задонский свт. О пьянстве. – Казань: Тип. М. А. Чирковой, 1889. – 8 с.

    Тихон Задонский еп. О сердце человеческом // Его же. Сочинения. Т. 4. – М., 1836, с. 212-220.

    Тихон Задонский свт. О том, как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях. – Пг.: Синодальная тип., 1914. – 71 с.

    Тихон /Соколов/ еп. Плоть и дух. – СПб.: Тип. Корп. чужестранных единоверцев, 1796. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон Задонский свт. Плоть и дух. – М.: Отчий дом, 1997. – 127 с.

    Тихон /Соколов/ еп. Покаяние. – СПб.: Тип. Иверсена, 1840. – 14 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон /Соколов/ еп. Покаяние. 20-е изд. – СПб., 1878. – 8 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон Задонский свт. Против пьянства и других худых привычек. 3-е изд. – М., 1904. – 64 с.

    Тихон /Соколов/ еп. Рассуждение о смирении. – /СПб./, 1821. – 17 с. – (Работа свт. Тихона Задонского).

    Тихон Задонский св. Слово об испытании себя самого // Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1912, c. 280-281.

    См. также:

    Иоанн (Маслов) схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М.: Самшит-издат, 2003. – 1199 с.

    Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Сост. Т. Н. Терещенко. – М.: ДАР, 2008. – 1328 с.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Видякова З. В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихона Задонского. – М.: Пересвет, 2004.

    Видякова З. В. Педагогическая антропология святителя Тихона Задонского. – Липецк: Липец. гос. пед. ун-т, 2002.

    Есюков А. И. Тема "сердца" в творениях Тихона Задонского // Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып. 3. – Архангельск, 1998, с. 34-40.

    Есюков А. И. Тема человека в христианской философии святителя Тихона Задонского // Лихудовские чтения. 1998. – Великий Новгород, 2001, с. 118-126.

    Иоанн (Маслов) схиархим. Действия Духа Святого в деле спасения человека. (По творениям святителя Тихона Задонского) // Его же. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М.: Издательский отдел Моск. Патриархата, Мир Отечества, 1993, с. 402-405.

    Иоанн (Маслов) схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М.: Издательский отдел Моск. Патриархата, Мир Отечества, 1993. – 523 с.

    Иоанн (Маслов) схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М., 1995.

    Николай (Павлык) иером. Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского. – М.: Рус. хронографъ, 1991. – 223 с.

    Рябов А. А. Проблема преображения человека в религиозно-философском наследии св. Тихона Задонского // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Сер. "Гуманитарные науки: история, литературоведение, языкознание". 2003, № 24, с. 43-45.

     

    Феогност преп., иером. (XIII в.)

    Феогност. О жизни деятельной и созерцательной, и о священстве главы // Добротолюбие. Ч. 3. – М., 1900, с. 377-399.

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Преподобный отец Феогност. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 376.

     

    Феолипт Филадельфийский св., еп. († 1322 г.)

    Феолипт Филадельфийский. Девять глав // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 175-178 (Христианское чтение. 1826, ч. 22, с. 330-336).

    Феолипт Филадельфийский. Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание, и показывается вкратце, в чем состоит главное дело монашеского чина // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 163-175 (Христианское чтение. 1826, ч. 22, с. 141-162).

    Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.

    О нем:

    Феолипт, митрополит Филадельфийский. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 162.

     

    Феофан Прокопович архиеп. (1681-1736)

    Феофан Прокопович архиеп. Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю. – М., 1785.

     

    Филипп Философ (XI в.)

    О нем:

    "Диоптра" Филиппа Монотропа: антропологическая энциклопедия православного средневековья / Сост. Г. М. Прохоров. – М.: Наука, 2008.

     

     

    Текст с сайта Христианская психология и антропология.

     

    Последнее обновление файла: 01.04.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659