ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • Зенько Ю. М. Всё о человеке: Библиография по всем направлениям современного антропологического знания (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Юрий Михайлович

    Всё о человеке:

    Библиография по всем направлениям современного антропологического знания

     

    В настоящее время можно наблюдать все увеличивающийся интерес к антропологической тематике: как в академической науке, так и в обыденной жизни. Антропологический подход, как общеметодологический принцип, проникает практически во все отрасли современной науки и культуры.

    Антропологические идеи в наше время становятся все более практически актуальными и просто жизненно необходимыми. Известный западный антрополог Клод Леви-Строс писал по этому поводу: "XXI век будет веком наук о человеке, или его вообще не будет" (см.: Иванов. 1989, с. 360). Будущее покажет, насколько он окажется прав, но и прошедший XX век с этой точки зрения крайне показателен. Он выявил важную закономерность: в какой мере у человечества не было знания и понимания человека, в такой мере оно шло либо по пути открытого подавления человеческой личности (как в советской системе), либо по пути манипулирования ею (как в американской и западной демократии).

    Закономерен и поучителен тот исторический факт, что первыми среди наук, пострадавших в России в начале советской власти, были именно науки о человеке (Ломов. 1989, с. 6), а оправиться от этого удара они, в общем-то, не смогли и до сих пор. Нетерпимое отношение власти к наукам о человеке шло рука об руку с непомерно пренебрежительным отношением к самому человеку, который превращался в бессловесную рабочую силу. Об этом писал выдающийся русский философ М. Мамардашвили, проводя параллели с нашумевшим теперь экологическим кризисом: "напомню, что Байкал был "жив-целехонек", когда мы имели перед собой уже в 20-е годы (и далее) дикое зрелище вырожденного лика человека" (Мамардашвили. 1989, с. 332). И дальше: "среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX в., одной, главной и часто скрываемой от глаз является антропологическая катастрофа" (там же, с. 317).

    И в самом деле, антропологическая катастрофа не так бросается в глаза, как экологические, экономические или политические проблемы. Но от этого не легче: с человеком как таковым становится все хуже и хуже. Врачи говорят о генетическом и биологическом вырождении человека. Психологи – о все большем количестве психических аномалий. Социологи – об ухудшении межчеловеческих отношений и т. д. Причем чаша сия не миновала не только Россию, но и другие, "развитые" и более богатые страны. Просто в России эти проблемы более заметны и более остро выражены, но в целом антропологическая катастрофа давно является общепланетарным явлением, которое уже невозможно не заметить: "Расщепленный человек в расщепленном мире – истина, которую нам открывает современное бытие" (Горелов. 1991, с. 63).

    Это и в самом деле так, но каковы причины этого? – С точки зрения приводимого нами автора: "Мир расщеплен, потому что расщеплен человек, а человек расщепляется, потому что живет в расщепленном мире" (там же, с. 63). Другими словами, яйцо получается от курицы, а курица вылупляется из яйца. Подобный подход к поставленной проблеме, безусловно, не самый продуктивный. Может быть, в 1991 году, когда вышла книга цитированного выше автора, было еще не время решать подобные проблемы на глубинном уровне: а значит переходить к духовному, религиозному анализу этих проблем. Может быть, это не свойственно самому автору по его мировоззренческим и другим убеждениям. Но, как бы там ни было, в настоящее время можно и нужно называть подобные вещи своими именами. Тайна человека глубока и решение его проблем не просто, но многое становится более понятным, если не блуждать в оккультных или эзотерических, псевдофилософских или парапсихологических потемках, а обратиться к христианскому учению. Вдвойне это актуально и потому, что как русская, так и европейская культура имеют глубинные христианские корни, незнание которых, безусловно, мешает решению не только антропологических, но и множества других проблем.

    С христианской точки зрения человеческие проблемы имеют глубинные духовные корни и являются последствиями грехопадения. Постижение этого – залог физического и морального выживания современного человечества. Поэтому, как мне кажется, единственно верным решением в данной ситуации является обращение к многовековому антропологическому, психологическому и духовному опыту христианства, анализ которого, безусловно, был бы важен и интересен и психологам, и социологам, и культурологам, и многим другим представителям гуманитарного знания.

     

    Обращаясь к современному антропологическому знанию, нельзя не отметить наличие целого ряда проблем исторического, методологического, методического и библиографического плана. К последним относится и то, что порой о работах друг друга не знают не только представители далеких или смежных направлений, но даже и специалисты одного направления, но разных регионов или школ. Поэтому, как нам кажется особенно актуальным в настоящее время является создание многогранного библиографического справочника, в котором отражались бы по возможности все направления современного антропологического знания (с учетом его исторического формирования, географических особенностей и методологических оснований). В перспективе возможно создание и электронного ресурса в виде интернет сайта или базы данных с обновленной и расширенной версией справочника.

    При составлении справочника в первую очередь мы пошли путем использования литературы из имеющихся библиографических разделов ББК, имеющих чисто антропологическое содержание: "Философская антропология", "Религиозная антропология", "Психологическая антропология" и другие аналогичные направления. Основная возникшая при этом проблема заключалась в том, что литература, которая до сих пор числится в разделе собственно "Антропология" представляет собой только узкий ее спектр, связанный с физической антропологией, антропометрией, расогенезом и т. д. (что сами антропологи не без юмора называют "черепа и кости"). Поэтому литературу этого профиля мы и поместили в разделы: "Биологическая, физическая, этническая антропология, генетика человека, антропометрия" и "Эволюционная антропология, палеоантропология, антропогенез".

    При этом кроме традиционной философской антропологии (которая стоит в нашей библиографии на первом месте и приведена с достаточной полнотой) уже сформировалось, либо только появилось несколько десятков различных междисциплинарно–антропологических направлений, начиная с педагогической, исторической или культурной антропологии и кончая целым спектром других антропологий: синергийной, духовной, поэтической и многих других (что в полной мере отражено в тематической структуре данной библиографии).

    Мне как профессиональному психологу особенно приятно указать на раздел психологической антропологии – достаточно молодого и интенсивно развивающегося научного направления, которое, как мне кажется, будет важно и для дальнейшего развития самой психологической науки.

    Большое внимание было уделено библиографии по религиозной антропологии и психологии, которая охватывает не только общемировые религии, но и множество других религиозных направлений, в том числе – современные деструктивные культы и секты (что, безусловно, имеет и важный практическо-прикладной характер). В разделе "Психотерапия и религия" можно найти работы авторитетных отечественных и западных специалистов, занимающихся депрограммированием жертв различных деструктивных культов (что, к сожалению, становится для нашей российской действительности все более актуальным).

    Большой объем литературы по христианской антропологии (и психологии) и повышенный интерес к ней психологов, педагогов, богословов и самого широко круга читателей обусловили необходимость выделение этих тем в качестве самостоятельных, отдельных рубрик. Эта библиография также строится по тематическому принципу и включает как работы древнехристианского периода, дореволюционных и современных богословов, так и произведения современных психологов, социологов и других научных специалистов, пишущих на эти темы (но в своем большинстве, что существенно, базирующихся на христианском мировоззрении – работы же о христианстве философского или общерелигиоведческого характера помещены в христианском разделе религиозной антропологии). Это связано с тем, что для правильной ориентации читателя не стоит смешивать разные подходы – собственно христианско–богословский и научно–религиоведческий. Кроме работ православных авторов здесь же, отдельными подрубриками, приводится католическая и протестантская литература (в русском переводе), а также работы по старообрядчеству.

     

    Кроме того, в данной библиографии использовался, по мере возможности, персонологический подход – когда воедино собраны и все произведения автора и работы о нем (имеются разделы "Персоналии" в философской антропологии, христианской антропологии и психологии). При всей своей кажущейся простоте данный подход требует много сил и времени, особенно это относится к изучению отечественных дореволюционных авторов, о которых не то что недостаточно биографических сведений, а нередко неизвестно практически всё (включая годы жизни и расшифровку их инициалов). Но, и это наша принципиальная позиция, подобную работу необходимо делать в обязательном порядке, ибо это наша история, наши корни. Первые результаты этой работы представлены в нашей книге "Психология и религия" (Зенько. 2002), в главе "Психология и религия в России: основные работы, авторы и темы с 1724 по 1925 год", а более новая информация содержится во втором издании этой книги (Зенько. 2009). Кроме того, в качестве апробации, мы реализовали персонологический библиографический подход в своем предыдущем издании: "Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник" (Сост. и ред. Ю. М. Зенько. СПб.: Речь, 2009). Оно показало продуктивность подобного подхода и было с интересом встречено специалистами самых разных направлений (большая часть тиража уже нашла своего читателя). Саму книгу можно посмотреть как в Библиотеке академии наук, так и в Российской национальной библиотеке и Центральной городской библиотеке им. Маяковского.

     

    Общее количество приведенной в Справочнике литературы составляет больше 13 тысяч наименований, так что, безусловно, каждый читатель найдет для себя что-нибудь важное и интересное, а имеющиеся алфавитный и тематический указатели позволят ему сделать это быстро и эффективно.

    Кроме того, предполагается со временем включить в данную библиографию также и ссылки на интернет-ресурсы – как целые антропологические и религиозно-психологические сайты, так и имеющиеся в интернете электронные тексты соответствующей тематики (которые удобны тем, что их можно скопировать из интернета и читать дома в электронном варианте, проводить электронный поиск нужных тем, быстро копировать оттуда цитаты и т. д.). Именно благодаря подобному подходу возможно по настоящему целостное рассмотрение антропологических проблем, что я и попытался реализовать на материале христианской антропологии (Зенько. Основы... 2007).

     

    В качестве важного технические замечания нужно отметить, что существенной проблемой Справочника было то, что в одном библиографическом списке были объединены светские и религиозные, в первую очередь христианские, авторы. Здесь и путем использования имеющегося опыта, и путем собственных проб и ошибок было решено использовать следующие принципы:

    – христианские авторы, иерархи православной и католической церквей атрибутируются по именам (это относится к имеющим сан патриарха, митрополита, архиепископа, епископа, архимандрита); в случае необходимости в круглых скобках указывается фамилия (для лучшего различения авторов), но она ни в коем случае не используется в качестве главного признака, как это бывает в некоторых зарубежных и отечественных изданиях; то же относится и к монашествующим (монахам, монахиням, иеромонахам, иеродиаконам, игуменам и игуменьям);

    – теоретически так же надо было бы поступить в отношении и христианских, православных священников и протоиереев, которых принято именовать именно по именам ("отец Владимир" или "отец Михаил") и только потом, в случае надобности, по фамилиям (а по отчеству их вообще не принято называть – это то, как они именовались "в миру", до принятия сана); но исторически сложилось, и не только в советское время, что священников, протоиереев, протопресвитеров и дьяконов в библиографии описывают сначала по фамилии, а потом по именам; в некоторых советских изданиях при этом даже не указывали наличие у автора сана и не раскрывали его имя; нередко, например, свящ. Павла Флоренского именовали "П. А. Флоренский", прот. Сергия Булгакова – "С. Н. Булгаков", прот. Александра Меня – просто "А. Мень"; но это, с одной стороны, просто неточно и даже неверно с фактической точки зрения; с другой стороны, это является неуважением к ним самим и к той религиозной традиции, которую они представляют; для сравнения можно сказать, что когда автором работы является лама, или далай-лама (представители ламаистской формы буддизма), как правило это всегда указывают при публикации и при ее библиографическом описании. Здесь, скорее всего, действует принцип, когда мы не ценим то, что имеем – что относится к христианству, православию, которое являлось системообразующим фактором становления и развития всей русской культуры.

    В заключение хочется от всего сердца поблагодарить всех, кто через свои работы или личное общение, помогал и помогает в работе над Справочником, его количественному увеличению и качественному улучшению. Особенно большое спасибо Библиотеке академии наук, с ее богатыми фондами, трудолюбивыми и внимательными сотрудниками, благодаря которым я смог лично просмотреть, проработать большую часть приводимой в Справочнике литературы (остальную часть я взял из электронных каталогов РНБ, РГБ и ВИНИТИ). Я с удовольствием подарю библиотеке Справочник, когда он будет издан (чему, я надеюсь и уверен, способствует и будет способствовать интерес к библиографии как жанру, поддерживаемый ежегодными Международными библиографическими чтениями памяти К. И. Шафрановского, проводимыми в Библиотеке академии наук).

     

    ЛИТЕРАТУРА

    Горелов А. А. Расщепленный человек в расщепленном мире. – М.: Знание, 1991.

    Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.

    Зенько Ю. М. Психология и религия. – СПб.: Алетейя, 2002.

    Зенько Ю. М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 2002.

    Иванов В. В. Нейросемиотический подход к знаковым системам искусства // Человек в системе наук. – М., 1989, с. 351-361.

    Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. – М., 1989, с. 5-13.

    Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. – М., 1989, с. 307-332.

    Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник. Сост. и ред. Ю. М. Зенько. – СПб.: Речь, 2009.

     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М. "Всё о человеке": Библиография по всем направлениям современного антропологического знания // Чтения памяти Константина Иллариновича Шафрановского (1900-1973). Сборник трудов Международной научной конференции. СПб., 2011, с. 175-182.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659