ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ
  • СТАТЬЯ - Христианство и фундаментальные вопросы психологии

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Юрий Михайлович

    ХРИСТИАНСТВО И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

    Стало общим местом, что современная психология находится в кризисе. Все чаще говорят и пишут о том, что психологии необходима помощь извне. Но дальше мнения расходятся, и разные авторы ищут эту помощь в разных источниках: социологии, философии, методологии, культурологии и т. д. На Западе все чаще, с этой же целью, обращаются к мистике, оккультизму, различным "духовным учениям". Вместо всего этого, как нам думается, было бы правильнее обратиться именно к христианству, с его многовековой традицией изучения души и попечении о ней. Что же может дать христианство современной психологии?

    В первую очередь, это аксиологического-смысловой подход, который психология, к сожалению, давно потеряла. Современные психологи, фактически, как узкие технари задумываются только над вопросом "как?" что-то сделать, а смыслообразующий вопрос "зачем?" вообще остается вне поля их зрения. В современной психологии существует своеобразная мания "развития". Мы до сих пор не знаем достаточно полно и целостно механизмы функционирования психических процессов (особенно в их взаимодействии друг с другом), зато развиваем их всеми доступными способами.

    Что же может быть плохого в развитии, например, сенсорики? – За неимением места, остановимся только на разборе этого примера.

    Ни для кого не секрет, что путь к "ясновидению" у многочисленных современных магов, колдунов и контактеров начинался именно с работы с органами чувств. Поэтому нет ничего удивительного, что многие псевдодуховные учения так настоятельно рекомендуют развивать физические чувства для восприятия "тонких миров". В полной мере это относится и к многим психологическим направлениям, также развивающим сенсорику. Так, например, по откровенному признанию основателей НЛП, Р. Бэндлера и Д. Гриндера, через совершенствование обычных сенсорных модальностей они хотят обнаружить экстрасенсорные каналы восприятия информации, и этой цели они даже посвящают специальную исследовательскую программу (Бэндлер Р, Гриндер Д. Наведение транса. М., 1995, с.264). Таким образом, казалось бы совершенно невинное развитие сенсорики приводит к экстрасенсорным эффектам, которые с научной точки зрения абсолютно не научны, а с христианской точки зрения духовно не безопасны.

    В христианской традиции органам чувств уделялось достаточно много внимания, но при этом направленность работы с ними была совершенно другая. Признавая важность сенсорики, она использует по отношению к ней охранительную стратегию. По православному учению сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена. Поэтому, с этой точки зрения, органам чувств необходимо не искусственное развитие, а, наоборот, работу органов чувств необходимо согласовывать с другими силами души и контролировать, что является важной задачей каждого христианина: "Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело; но я тебе скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем что в ней" (Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. – Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с.68).

    Но при использовании святоотеческого опыта по охранению органов чувств необходимо избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы христианской церкви. Основную их мысль, переводя на современный язык, можно выразить так: необходимо учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть при этом сознательными и избирательными. И христианский подход с его здоровой, охранительной тенденцией здесь будет, безусловно, как нельзя полезен. Кстати, эта охранительная тенденция не помешала бы и в отношении других психических процессов: мышления, памяти, воли, и, особенно, эмоций, воображения и фантазии.

    В конечном итоге можно утверждать (Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007), что христианство предлагает свои ответы на многие актуальные вопросы современной академической психологии. И эти ответы, как нам кажется, могли бы психологией учитываться и использоваться.

     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М. Христианство и фундаментальные вопросы психологии // Психология XXI века. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008, с. 29-31.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659