ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ
  • СТАТЬЯ - Развитие антропологических идей Б. Г. Ананьева в комплексном описании человека

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Юрий Михайлович

    РАЗВИТИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Б. Г. АНАНЬЕВА В КОМПЛЕКСНОМ ОПИСАНИИ ЧЕЛОВЕКА

    Современный подход к проблеме человека становится все более системным и междисциплинарным. И это закономерно, ибо обусловлено многообразием свойств самого человека как такового. Каковы же те дисциплины, которые составят первоначальный остов данного подхода? По мнению Б. Г. Ананьева это: биология, психология, социология, и комплекс культурологических наук. Именно эти науки позволят изучать человека, соответственно, как: биологическое существо – индивид, носителя психики – субъект, социальное существо – личность, носителя культуры – индивидуальность. При этом индивид, субъект, личность и индивидуальность являются не только плоскостями анализа человека разными науками, но и структурными уровнями его бытия.

    Каждый уровень имеет свое временное становление. Индивид развивается в онтогенезе, через биологическое созревание организма. В субъектогенезе развиваются разные сферы психики, а также устанавливаются определенные функциональные связи между ними. Формирование и развитие личности происходит в ходе ее жизненного пути. Индивидуальность имеет свою индивидуальную историю. Каким термином обозначить развитие человека в целом? Термин "онтогенез", который раньше выполнял эту функцию, теперь используется преимущественно в биологическом смысле, поэтому правомернее отнести его к развитию индивида, как биологического модуса человека. Если же обозначить человека в целом термином "индивидуум" (т.е. нечто отдельное, целостное), то развитие его обозначится как "индивидуумогенез". Основные этапы нндивидуумогенеза, возрастные рамки этих этапов, их цикличность, стадиальность, фазность изучались под руководством Б. Г. Ананьевым в ходе комплексного лонгитюдного исследования.

    Результатом перехода процесса развития человека в структуру есть его возраст. Или по другому, возраст есть реализованная часть процесса (процессов) становления всех модусов человека. Лучше всего изучен биологический возраст. Определяется же биологический возраст по батарее тестов биологического и биохимического характера. Понятие психического возраста также вошло в научный обиход. Некоторые компоненты его, например, умственный возраст, изучаются давно и имеют собственные критерии и методы определения – методики Стэнфорда-Бине, Векслера и другие методики на "ай-кю". Не менее важным компонентом психического возраста является его субъективная составляющая: субъективное переживание возраста и его самооценка, субъективное переживание длины прожитой жизни. Социальный возраст определяется по степени сформированности характера личности, ее направленности, по степени стабильности ее поведения, по сформированности ее морали. Понятие культурного возраста впервые в отечественной науке вводится Л. С. Выготским, утверждавшим, что культурное развитие, как и всякое другое, подчинено своим закономерностям, имеет свои внутренние рамки и свои стадии. Показателями культурного возраста являются: развитие устной и письменной речи, целостность мировоззрения, переход от морали к нравственности, накопление индивидуального опыта, проявление творческой продуктивности.

    Возраста человека поли- и гетерохронны, относительно самостоятельны, но и взаимозависимы, так что образуют целостный временной каркас жизнедеятельности индивидуума.

    Понятие возраста (возрастов) связано с понятием зрелости как порогового развития соответствующих структур, функций, способов организации и т.д. Основные типы зрелости сводятся к биологической, психической, личностной (социальной) и культурной. Зрелость отделяет детский, ювенильный период жизни человека от взрослого периода, периода расцвета (акме) – откуда акмеология, как наука о взрослости, и ювенология, как наука о детстве.

    При рассмотрении проблемы возраста закономерно встает вопрос о нулевом возрасте – моменте рождения. И индивид, и субъект, и личность, и индивидуальность появляются как особый, новый структурно-функциональный уровень в ходе развития всего человека как целостности, а потому правомерно говорить не о рождении (в единственном числе), а о рождениях человека: не только биологическом, но и психическом, социальном и культурном. Похоже, хотя и не идентично, выглядит процесс умирания: человек проходит в последней стадии индивидуумогенеза серию смертей, которые повторяют в обратном порядке последовательность его рождений, происходит как бы демонтаж построенного здания, начиная с крыши. Комплексной наукой, изучающей смерть является танатология. Аналогичным образом необходима и наука о рождении – генетология, и наука о пренатальном развитии – пренатология.

    Таким образом, благодаря учению Б. Г. Ананьева о человеке, как индивиде, субъекте, личности и индивидуальности, мы только и можем реализовать по-настоящему комплексный подход к человеку – на всех его структурных уровнях и на всех стадиях его развития. Комплексное же изучение человека имеет не просто чисто теоретический интерес: в настоящее время вместе с кризисами экологическим, социальным, экономическим уже можно говорить и о кризисе антропологическом, который лежит в основании всех других кризисов. Поэтому либо XXI век будет веком наук о человеке, либо последующего века может просто и не быть.

     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М. Развитие антропологических идей Б. Г. Ананьева в комплексном описании человека // Ананьевские чтения – 2007. СПб.: 2007, с. 82-84.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659