ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ
  • СТАТЬЯ - Современное образование, психология и христианство

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Зенько Юрий Михайлович

    Современное образование, психология и христианство

    В наше время как-то забылось, что само слово "образование" подразумевало "воспитание по образу и подобию Божию" /Половинкин. 1997. С.15/. Причем, это воспитание и совершенствование не имеет ни возрастных, ни социальных, ни каких-либо других границ.

    Но здесь, к сожалению, приходится сталкиваться с несколькими устойчивыми стереотипами массового сознания, на которых мы и остановимся.

    Во-первых, весьма ошибочно мнение о полной сформированности и неизменности ("окаменелости") взрослых. Против этого распространенного стереотипа в свое время энергично боролся академик Б. Г. Ананьев и коллектив его единомышленников (см. напр.: /Развитие психофизиологических функций взрослых людей. 1977/). Взрослым есть куда расти – и в психологическом, и в социальном, и в культурно-духовном плане. Но при этом, конечно же, их дальнейшее образование никак не может сводиться к формальному обучению (информированию): последнее должны быть подчинено более глобальным и ответственным задачам, а именно, – воспитанию, в широком смысле слова, и собственно образованию. В противоположном случае, что часто имеет место в нашем образовании, будет получаться следующая нелицеприятная ситуация: чем более информированным специалистом является человек, тем ограниченнее его характер и мировоззрение. По народному выражению: "работник хороший, но человек – никуда". Наше общество и государство de facto мирятся с этой ситуацией, но ее необходимо решать, и притом – на принципиальных основаниях. Безусловно, прав был выдающийся христианский подвижник IV-го века Антоний Великий, когда писал: "Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни" /Антоний Великий. 1998. С.108/.

    Подытоживая вышесказанное и переводя эту мысль в более секулярную плоскость, можно сказать, что современное образование взрослых должно быть направлено на формирование духовных личностей, а не узких, ограниченных специалистов.

    Во-вторых, до сих пор еще существуют атеистическое предубеждение против использования в науке и педагогике духовного христианского опыта. Но времена меняются, меняется и подход к данной проблеме. По мнению одного из старейших отечественных психологов В. П. Зинченко: "Признание духовного опыта, погружение в него вовсе не означает отказа от реальных достижений научной психологии. Напротив, это приведет к ее обогащению, сделает ее более интересной и привлекательной, а, соответственно, более деятельной и действенной..." /Зинченко. 1997. С.268/. Но при этом, необходимо трезво смотреть на положение дел, одной "духовности" (лишь бы какой) мало. Это приводит нас к постановке следующей проблемы: какой тип духовности выбрать и использовать в качестве основного.

    По мнению В. Д. Шадрикова духовные ценности важны в человеческом развитии /Шадриков. 1999. С.4/. Более того, он считает, что не менее важны они и для самой психологии как науки: "Вводя в контекст психологического знания категорию духовности и человечности, мы впервые приближаемся к истинному предмету психологии" /Там же. С.4/. Но автор, по нашему мнению совершенно справедливо, обращается не к любой духовности, не к мистики, эзотерики, оккультизму и т. д. Он приходит к традиционной религиозной духовности: "В своей книге мы сочли возможным и необходимым обратиться к религиозному пониманию духовности. Не отождествляя науку и веру, мы в то же время и не противопоставляем их друг другу" /Шадриков. 1999. С.4/. Воистину, не все то золото, что блестит. И после обрушившегося на нас после перестройки потока сект, "духовных школ" и "учителей" уже необходимо быть более осторожными и разборчивыми в стремлении к духовному. К тому в России – в стране с тысячелетней православной историей – искать духовности "на стороне" просто недальновидно и неправильно.

    Таким образом, с нашей точки зрения, наиболее оправданно использование и при воспитании детей, и при образовании взрослых именно христианской, православной духовности. При этом не лишним будет заметить, что христианство всегда обращало особое внимание и на воспитание, и на душепопечение, так что с полным правом можно говорить о существовании христианской педагогики и психологии. И многовековой опыт последних, безусловно, будет только полезен для современной науки. Понятно, что использование и "внедрение" этого опыта нужно делать грамотно и постепенно, – чтобы наши собственные неправильные действия не сочли за подтверждение неэффективности или неправильности этого опыта. Поэтому, конечно же, возможно и необходимо использование академического научного аппарата и инструментария, например, комплексного или системного подхода к человеку /Зенько. 1997/. Кроме того, как нам кажется, было бы нелишним использовать уже существующие междисциплинарные научные направления, близкие по тематике к нашим проблемам, например, психологию религии /Зенько, Коваленко. 1995/.

    Одновременное же использование и научного, и религиозного подхода позволяет выявлять новые и важные закономерности, которые не проявляются только при научном, или только при религиозном подходе. В частности, нами получено несколько религиозно-психологических типологий, которые могут быть важны как для образования взрослых, так и для воспитания детей.

    В качестве важного практического выхода нами было рассмотрено использование христианского учения об охранении органов чувств.

    Охранении органов чувств и сенсорная культура.

    Ни для кого не секрет, что путь к "ясновидению" и "яснослышанию" у многочисленных современных "эзотериков", магов, колдунов и контактеров начинался именно с работы с органами чувств. Поэтому нет ничего удивительного, что многие псевдодуховные учения так настоятельно рекомендуют развивать физические чувства для восприятия "тонких миров". В святоотеческой традиции зрению и слуху, да и вообще органам чувств уделялось достаточно много внимания, но при этом направленность работы с ними была совершенно другая. Признавая важность сенсорики, она использует по отношению к ней ограничительную стратегию. Это связано с тем, что органы чувств, так же как и весь человек в целом подлежат первородному греху. С другой стороны, по святоотеческому учению сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена, которое должно контролироваться высшими психическими процессами. Поэтому, с этой точки зрения, органам чувств необходимо не искусственное развитие, что нарушает общий баланс всех душевных процессов, а, наоборот, работу органов чувств необходимо контролировать и согласовывать с другими силами души. Таким образом, с христианской точки зрения органы чувств необходимо: хранить и очищать, отвоевывать у греха, обновлять и преображать.

    Но при использовании святоотеческого опыта по охранению органов чувств необходимо избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы христианской церкви. Основную их мысль, переводя на современный язык, можно выразить так: необходимо учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть при этом сознательными и избирательными. Просто поражает современная сенсорная всеядность, выходящая за все разумные границы. В конечном итоге в наше время информация все больше превращается в некое подобие наркотика, с наличием соответствующих эффектов: привыкания, увеличения дозы, "ломки" и т. д. Для решения этих проблем необходима культура использования информации, и в первую очередь – сенсорная культура. И эта культура, безусловно, заключается не столько в умении "потреблять" любую информацию, сколько в умении различать и отбрасывать информацию вредную, пустую или просто ненужную. И святоотеческий подход с его здоровой, охранительной тенденцией здесь будет, безусловно, как нельзя кстати.

    Феномены "схемы тела".

    Важной психофизической темой является феномен схемы тела /Лебединский. 1963/. Анализ соответствующей литературы показывает, что данное явление часто встречается во многих религиозных направлениях. Практически все современные "эзотерические" и "духовные" учения также работают со схемой тела, при этом в еще большей степени, чем традиционные религии. Без преувеличения можно сказать, что степень практической продвинутости этих учений находится в прямой зависимости от овладения ими методами работы со схемой тела. Многие мистические и магические явления в первую очередь являются проявлениями, а часто и злоупотреблениями феноменами схемы тела. Таким образом анализ схемы тела позволяет выявлять внутреннюю, скрытую сущность многих религиозных и парарелигиозных учений, школ, сект, культов и т. д.

    Нами проведена предварительная типология по эффектам схемы тела основных христианских конфессий и некоторых других религиозных направлений. Выделено три основных религиозно-психологических типа: 1) цереброцентризм – головной, мозговой локус сознания, 2) кардиоцентризм – сердечный, и 3) вентралоцентризм – ориентация на нижнюю часть тела (живот). Понимание этих закономерностей позволит, во-первых, избегать многих педагогических ошибок, связанных с неправильным использованием феномена схемы тела, во-вторых, правильно строить образовательный, воспитательный и учебный процесс.

    При этом важное духовное и практическое значение христианского подхода в данном случае состоит в том, что оно не столько критикует неправильные пути, сколько показывает, как нужно правильно делать. Христианство зарождалось и развивалось как религия сердца, на очищение и преображение человеческого сердца оно направлено и до сих пор (особенно в Православии).

    Очищение сердца, его блюдение, хранение и образование составляют центральную часть аскетического делания – особую науку наук и художество художеств. Кроме того, они составляют и особую культуру – культуру сердца: "Искание Слова внутри есть в то же время Культура Сердца, величайшее и единственное в мире непрестанное священнодействие, принесенное в мир Самим Логосом-Христом для тех, кто ищет Его внутри себя. Внутреннее Слово, как семя, должно дать всход, должно вырасти и принести плоды. В дикой и необработанной земле сердца оно не дает всходов и лежит втуне, как клад, зарытый в землю сердца, хотя и проявляющий свою скрытую деятельность. Обработка, удобрение и орошение пажитей сердца – задача подлинной религиозной жизни в Слове... Культура сердца не оставляет в нем места хаосу и темной бездне сердца, вырывая тернии и волчцы, попаляя огнем тину страстей и помыслов, и орошая поле сердца слезами очищения и умиления" /Позов. Т. 1, с.266/.

    Если современное образование, так же, как и современная культура захочет возвратиться к своим истокам, то без христианской культуры сердца ей не обойтись. А пока: "утрата истинных, духовных знаний о значении сердца приводит человечество к поистине печальным результатам и глубокому духовному кризису" /Невярович. 1997. С.29/; "потеря культуры сердца в современной жизни есть потеря жизненной силы, наше существование превращается в постоянное умирание, засыхание, какой-то склероз сердца, которым поражена вся современная цивилизация" /Вышеславцев. 1990. С.71/.

    ЛИТЕРАТУРА

    Антоний Великий. Духовные наставления. – М.: Сретенский мон., Новая книга, Ковчег, 1998.

    Вышеславцев Б. П. Сердце в индийской и христианской мистике // Вопросы философии. 1990, № 4, с.62-87 (Париж: YMCA-press, 1929).

    Зенько Ю. М. Жизнь человека: опыт междисциплинарного описания // Жизнь человека. Материалы конференции. – СПб., 1997, с.13-15.

    Зенько Ю. М., Коваленко М. И. Актуальные проблемы психологии религии // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995, с.67-69.

    Зинченко В. П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. – М.: Новая школа, 1997.

    Лебединский М. Схема тела // Большая медицинская энциклопедия. Т. 31. – М., 1963, с.836-839.

    Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). – Воронеж, 1997.

    Позов А. Основы древнецерковной антропологии. В 2-х т. – Мадрид, 1965-1966.

    Половинкин А. И. Пробуждение России: преодоление барьера неверия и маловерия. – Волгоград, 1997.

    Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость). Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. – М.: Педагогика, 1977.

    Тихон Задонский еп. Сочинения. В 15-и т. – М.: Синод. тип., 1836-1837.

    Шадриков В. Д. Происхождение человечности. – М.: Логос, 1999.

     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М. Современное образование, психология и христианство // Знаменские чтения 2000-2004. Сборник материалов. СПб., 2006, с. 270-275.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659