ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ
  • СТАТЬЯ - Актуальные проблемы психологии религии

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Ю. М. Зенько, М. И. Коваленко

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ

    В 1959 г. американский исследователь психологии религии О. Странк писал, что в свете наблюдаемых тенденций перед психологией религии открыты следующие возможности: 1) психология религии будет поглощена пастырской психологией или превратится в незначительный придаток к ней, т. е. потеряет свое первоначальное лицо как научная дисциплина; 2) психология религии станет частью психоанализа и психиатрии, сводящих всю сложность проблемы к психопатологии; 3) психология религии превратится в один из отделов общей психологии; 4) психология религии станет общим термином для обозначения научного подхода к религии во всех ее аспектах: психологическом, социологическом, психиатрическом, вследствие чего она так разбухнет, что либо развалится, либо станет бессмысленной; 5) психологи религии попытаются в духе первоначальных идей на базе новейших достижений современной психологии заново определить свое лицо как самостоятельной дисциплины. Сомнения американского психолога сейчас нам понятны. Мы стоим перед необходимостью определить место психологии религии в системе психологических наук. Актуальность изучения феноменов религиозности ни у кого не вызывает сомнения, ведь религия сейчас – один из важнейших, а для многих и самый главный и единственный "столп" бытия.

    Примечательно, что признанным вдохновителем психологии религии являлся один из "отцов" экспериментальной психологии Вильям Джемс. В начале XX века он утверждал, что "мы присутствуем (в настоящем времени) при зарождении новой отрасли знания – психологии религии" Вспомним, что еще в 20–30-е годы нашего века именно с психологией религии связывались наибольшие надежды подлинно НАУЧНОГО исследования религии.

    Подобная картина смены всеобщего интереса к психологии религии игнорированием ее (с начала нашего века приблизительно до 30-х годов) и подстраиванием под сложившиеся идеологические стереотипы (до 60–70-х гг.) наблюдалась и в нашей стране. А с 1967 года начинается постепенное "восхождение" психологии религии и превращение ее в самостоятельную дисциплину. Так в "Кратком психологическом словаре-хрестоматии", составленном Б. М. Петровым (1974 г.), психология религии только упоминается в подразделе социальной психологии. В "Кратком словаре системы психологических понятий" К. К. Платонова (1981 г.), психология религии посвящена небольшая, но отдельная статья, с определением ее предмета и задачи и с указанием, что эта отрасль социальной психологии имеет тенденцию стать самостоятельной психологической наукой. И довольно подробная статья о психологии религии приведена а "Кратком психологическом словаре" под редакцией А. В. Петровского (1985 г.), где уже приводятся и основные направления внутри самой психологии религии: общая теория психологии религии, дифференциальная психология религии, психология религиозных групп, психология религиозного культа и педагогическая психология атеистического воспитания, что соответствует видимым в то время междисциплинарным связям психологии религии с общей, дифференциальной и социальной психологиями, религиоведением и педагогикой. Конечно, этот перечень сегодня нуждается в целом ряде дополнений: так, например, крайне важна для психологии религии связь с одной из старейших психологических отраслей – медицинской психологией (а через нее и с психиатрией); с другой стороны, такие относительно молодые психологические дисциплины как историческая, этническая, политическая, экономическая психологии и психология искусства, могли бы дать богатейший фактологический материал для психологии религии.

    Проводя некоторые параллели между развитием психологии религии на Западе и у нас, можно с определенной долей оптимизма утверждать, что:

    а) да, наша отечественная психология религии испытала чрезмерную идеологизацию государством, что ставило под сомнение научность (в прямом смысле слова – как "объективность" и "беспристрастность") такой психологии религии, однако, без сомнения, она при этом сохранилась, а по некоторым, пускай и узким направлениям, даже развивалась; вскользь можно заметить, что и западная психология проходит и частично прошла через подобные проблемы, правда, с противоположной установкой в отношении религии;

    б) да, часто проблемы религиозно-психологического плана (и даже нравственно-мировоззренческого) воспринимались у нас через призму психопатологии и извлечь из этого определенный урок, безусловно, необходимо;

    в) психология религии не превратилась у нас в один из разделов общей психологии, а те связи, которые их соединяют, думается, будут взаимно полезными;

    г) да, наша психология религии "разбухает", но не за счет вбирания в себя социологических, исторических, психиатрических и других, не свойственных ей подходов к религии, а через методологически грамотное выделение в каждом из этих подходов специфически психологических аспектов, на что она имеет полное право, ибо эти психологические проблемы и должны рассматриваться через призму психологического знания;

    д) конечно, любое научное направление, в том числе и психология религии, не выйдет совершенно готовым из чьей-нибудь головы, но с другой стороны, для последующего развития не обязательно возрождаться из пепла, как птица Феникс, или непременно "возвращаться к истокам", или докапываться "до основания", ругая все предыдущее – что вполне может соблазнить некоторых кажущейся легкостью. Вдумаемся же, как актуально для нас и для нашего времени сказанное Вильямом Джемсом в начале века: "Теперь в области религии сделалось возможным беспристрастное изучение и сравнение".

     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М., Коваленко М. И. Актуальные проблемы психологии религии // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995, с. 67-69.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659