. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ
  • СТАТЬЯ - Актуальные проблемы психологии религии

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Ю. М. Зенько, М. И. Коваленко

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ

    В 1959 г. американский исследователь психологии религии О. Странк писал, что в свете наблюдаемых тенденций перед психологией религии открыты следующие возможности: 1) психология религии будет поглощена пастырской психологией или превратится в незначительный придаток к ней, т. е. потеряет свое первоначальное лицо как научная дисциплина; 2) психология религии станет частью психоанализа и психиатрии, сводящих всю сложность проблемы к психопатологии; 3) психология религии превратится в один из отделов общей психологии; 4) психология религии станет общим термином для обозначения научного подхода к религии во всех ее аспектах: психологическом, социологическом, психиатрическом, вследствие чего она так разбухнет, что либо развалится, либо станет бессмысленной; 5) психологи религии попытаются в духе первоначальных идей на базе новейших достижений современной психологии заново определить свое лицо как самостоятельной дисциплины. Сомнения американского психолога сейчас нам понятны. Мы стоим перед необходимостью определить место психологии религии в системе психологических наук. Актуальность изучения

     

    – 67 –




    феноменов религиозности ни у кого не вызывает сомнения, ведь религия сейчас – один из важнейших, а для многих и самый главный и единственный "столп" бытия.

    Примечательно, что признанным вдохновителем психологии религии являлся один из "отцов" экспериментальной психологии Вильям Джемс. В начале XX века он утверждал, что "мы присутствуем (в настоящем времени) при зарождении новой отрасли знания – психологии религии" Вспомним, что еще в 20–30-е годы нашего века именно с психологией религии связывались наибольшие надежды подлинно НАУЧНОГО исследования религии.

    Подобная картина смены всеобщего интереса к психологии религии игнорированием ее (с начала нашего века приблизительно до 30-х годов) и подстраиванием под сложившиеся идеологические стереотипы (до 60–70-х гг.) наблюдалась и в нашей стране. А с 1967 года начинается постепенное "восхождение" психологии религии и превращение ее в самостоятельную дисциплину. Так в "Кратком психологическом словаре-хрестоматии", составленном Б. М. Петровым (1974 г.), психология религии только упоминается в подразделе социальной психологии. В "Кратком словаре системы психологических понятий" К. К. Платонова (1981 г.), психология религии посвящена небольшая, но отдельная статья, с определением ее предмета и задачи и с указанием, что эта отрасль социальной психологии имеет тенденцию стать самостоятельной психологической наукой. И довольно подробная статья о психологии религии приведена а "Кратком психологическом словаре" под редакцией А. В. Петровского (1985 г.), где уже приводятся и основные направления внутри самой психологии религии: общая теория психологии религии, дифференциальная психология религии, психология религиозных групп, психология религиозного культа и педагогическая психология атеистического воспитания, что соответствует видимым в то время междисциплинарным связям психологии религии с общей, дифференциальной и социальной психологиями, религиоведением и педагогикой. Конечно, этот перечень сегодня нуждается в целом ряде дополнений: так, например, крайне важна для психологии религии связь с одной из старейших психологических отраслей – медицинской психологией (а через нее и с психиатрией); с другой стороны, такие относительно молодые психологические дисциплины как историческая, этническая, политическая, экономическая психологии и психология искусства, могли бы дать богатейший фактологический материал для психологии религии.

    Проводя некоторые параллели между развитием психологии религии на Западе и у нас, можно с определенной долей оптимизма утверждать, что:

    а) да, наша отечественная психология религии испытала чрезмерную идеологизацию государством, что ставило под сомнение научность (в прямом смысле слова – как "объективность" и "беспристрастность") такой психологии религии, однако, без сомнения, она при этом сохранилась, а по некоторым, пускай и узким направлениям, даже развивалась; вскользь можно заметить,

     

    – 68 –




    что и западная психология проходит и частично прошла через подобные проблемы, правда, с противоположной установкой в отношении религии;

    б) да, часто проблемы религиозно-психологического плана (и даже нравственно-мировоззренческого) воспринимались у нас через призму психопатологии и извлечь из этого определенный урок, безусловно, необходимо;

    в) психология религии не превратилась у нас в один из разделов общей психологии, а те связи, которые их соединяют, думается, будут взаимно полезными;

    г) да, наша психология религии "разбухает", но не за счет вбирания в себя социологических, исторических, психиатрических и других, не свойственных ей подходов к религии, а через методологически грамотное выделение в каждом из этих подходов специфически психологических аспектов, на что она имеет полное право, ибо эти психологические проблемы и должны рассматриваться через призму психологического знания;

    д) конечно, любое научное направление, в том числе и психология религии, не выйдет совершенно готовым из чьей-нибудь головы, но с другой стороны, для последующего развития не обязательно возрождаться из пепла, как птица Феникс, или непременно "возвращаться к истокам", или докапываться "до основания", ругая все предыдущее – что вполне может соблазнить некоторых кажущейся легкостью. Вдумаемся же, как актуально для нас и для нашего времени сказанное Вильямом Джемсом в начале века: "Теперь в области религии сделалось возможным беспристрастное изучение и сравнение".

     

    – 69 –




     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М., Коваленко М. И. Актуальные проблемы психологии религии // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995, с. 67-69.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .